Посадка на мель

Посадка на мельСогласно статистике посадка на мель — одна из наи­более частых и опасных аварий. В 1967 году по этой причине каждый месяц гибли суда. Число аварийных случаев в отдельные месяцы превышало 80, а количе­ство погибших судов достигало десяти.

По данным Ливерпульской ассоциации страховщи­ков, за три года (1963—1965 гг.) общее число крупно­тоннажных судов (500 и более рег. т), потерпевших аварии в результате посадки на мели, скалы и рифы, составило 3243; 187 из них погибло. Ежегодно по этой причине происходит около 1000 аварий, а потери су­дов, как правило, превосходят количество судов, по­гибших по любой другой причине. В 1965 году из-за посадки на мель погибло 69 судов общим тоннажем 312 824 рег. т. Это были самые большие потери за год из предыдущих пяти лет. В 1966 году в результате посадки на мель погибло 52 крупнотоннажных судна.

Интересны данные, опубликованные Межправительственной морской консультативной организацией (ИМКО) о возрасте судов тоннажем 100 и более рег. т, погибших в результате посадки на мели, скалы и ри­фы. Так, из 50 судов, погибших по этой причине в 1960 году, 21 судно имело возраст более 25 лет; 12 — от 25 до 16; 11 — от 15 до 6 и 6 судов — 5 лет и менее. Соответственно в 1961 году из 43 погибших судов 13 имели возраст более 25 лет, 15 — от 25 до 16, 8 — от 15 до 6 и 7 судов —5 лет и менее. Как видно из этой статистики, опасность гибели при посадке на мель под­стерегает в первую очередь старые суда.

Другие данные ИМКО показывают характер рас­пределения погибших судов в соответствии с их тон­нажем. Из тех же 50 судов, погибших в 1960 году, 33 судна имели тоннаж от 100 до 500 рег. т, 12 — от 500 до 5000 рег. т, 3 — от 5000 до 10 000 рег. т и 2 — более 10 000 рег. т. Соответственно за 1961 год из 43 погибших судов 26 имели тоннаж от 100 до 500 рег. т, 13 — от 500 до 5000 рег. т и 4.— от 5000 до 10000 рег.т. Таким образом, большинство погибших судов имело небольшой тоннаж. Такие суда обычно совершают прибрежные плавания; понятно, что они чаще подвергаются опасности посадки на мель и выбрасывания на сушу.

За те же два года (1960 и 1961), в зависимости от характера перевозимого груза, при посадке на мели, скалы и рифы погибло: 6 судов с грузом металла и машин; 22 — с углем, рудой, зерном и другими сыпу­чими грузами; 4 — с лесом и древесной массой; 13 — с генеральным и прочим грузом; 2 — с нефтью и неф­тепродуктами. Только одно судно погибло (на мели) при плавании в балласте.

Посадки на мель в большинстве случаев происхо­дят в условиях плохой видимости. Разбор такого вида аварий в морских судебных инстанциях показал, что они являются следствием ошибок и небрежности, до­пускаемых судоводителями, или их неумения правиль­но пользоваться навигационным оборудованием. В ча­стности, ряд аварий произошел из-за неиспользования эхолота, а также при работе с компасом, у которого не была устранена девиация.

Примером таких аварий может служить гибель в марте 1967 года американского танкера Торри Кань­он. Гигантское судно с грузом 120 000 т кувейтской нефти неподалеку от островов Силли, у юго-западного побережья Англии, село на рифы, известные под на­званием «Семь камней». Это место находится всего в не­скольких милях от красивейших пляжей полуострова Корнуэлл.

Подводные скалы пробили корпус танкера. Попыт­ки спасти судно оказались тщетными. Под ударами волн танкер разломился пополам. Десятки тысяч тонн нефти хлынули в море. Рыбы, птицы, все живое было уничтожено «черным покрывалом». Ветер и течение погнали нефтяное поле к берегам Англии и Франции. Страшные беды принесло оно рыбакам, жителям при­брежных городов и селений. Миллионный ущерб вы­звало загрязнение пляжей.

Не понесли потерь только владельцы танкера — компания Баракуда Танкер. Она застраховала Торри Каньон на огромную сумму — 16,5 млн. долларов и по­лучила эти деньги от страхового общества Ллойда.

Посадка на мель
Оцените статью

Еще статьи:

Корабли, выброшенные на берег
Мели, рифы, скалы
Киты идут на таран
Гибель плавучего маяка «Милъфорд Крауч»
Причины переломления судов на части. Окончание
«Рекорды» лайнера Канберра. Продолжение
Загадочные обстоятельства гибели теплохода «Ардгарри». Версия №2
Необычайное плавание во льдах
Предыдущая статья: Следующая статья:
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Загадки и тайны морей и океанов © 2011 - 2018 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх
Читайте ранее:
Мели, рифы, скалы
Мели, рифы, скалы

Катастрофы, подобные трагедии парохода «Сифарер» не единичны. Судну, выбро­шенному штормом на мель или посаженному на скалы либо подводные рифы, грозит...

Закрыть