Авария при столкновении крейсера «Свифтшур» с эсминцем «Дайамонд»

КораблекрушенияСтолкновение двух английских кораблей, о которых пойдет речь, произошло в 1953 г. во время маневров ВМС НАТО (под названием «Маринер») в 80 милях от побережья Исландии при следующих обстоятельствах.

В ночь на 29 сентября английская эскадра в составе 8 кораблей (1 линкор, 1 крейсер и 6 эсминцев) шла Дат­ским проливом — между Гренландией и Исландией. В числе кораблей эскадры находились крейсер «Свифтшур» и эсминец «Дайамонд». Крейсер был постройки военного времени (вошел в строй в 1944 г.), и его полное водо­измещение составило 11 420 т, эсминец же вступил в строй в 1953 г., и его водоизмещение равнялось 3600 т. Гидро­метеоусловия были удовлетворительными. Ночь была облачной, но видимость оставалась хорошей. Ветер се­веро-восточного направления; волнение моря небольшое. Корабли шли по-боевому, с затемненными огнями.

Около полуночи с КР «Свифтшур», шедшего головным, был передан на корабли сигнал: «Приготовиться к пере­мене курса». Спустя час была передана исполнительная команда, по которой ЭМ «Дайамонд» должен был сделать поворот влево, лечь на обратный курс и занять место по левому борту крейсера, в двух милях от него. Через некоторое время после этого сигнальщики на «Свифтшуре» заметили прямо по носу своего корабля, в расстоя­нии около одной мили, неосвещенный корабль, шедший наперерез курсу крейсера. Этим кораблем оказался ЭМ «Дайамонд», командир которого, получив исполнительную команду через час после предварительной, «забыл», куда ему следует поворачивать и, «посоветовавшись» со своими офицерами, решил повернуть вправо на 180°. Этот пово­рот привел к тому, что вскоре эсминец оказался под са­мым носом у крейсера.

Надо сказать, что на крейсере сразу отреагировали, командир эсминца получил приказ отворачивать влево, и на обоих кораблях были зажжены ходовые огни. Однако «Дайамонд» приказание не исполнил. Произошло столк­новение кораблей, при этом «Дайамонд» нанес удар по правому борту крейсера в районе его ходового мостика.

При столкновении были сильно повреждены борт и над­стройка крейсера, у эсминца была значительно повреж­дена носовая оконечность. Кроме того, в результате столкновения на крейсере возник пожар, продолжав­шийся около часа и причинивший кораблю дополнитель­ные повреждения. На крейсере было ранено около 40 матросов и офицеров, многие члены экипажа обгорели. Оба корабля были доставлены в Хваль-фиорд (Исландия) для предварительного ремонта, а затем — переведены в Англию, где их поставили в окончательный ремонт, который продолжался довольно длительное время.

При расследовании обстоятельств аварии свидетели показали, что в сложившейся ситуации командир эсминца совершенно растерялся и не мог принять какого-либо решения. Хотя с крейсера был передан сигнал сиреной дважды, означавший поворот влево, командиру эсминца «показалось», что сирена прозвучала лишь один раз, и он приказал повернуть вправо, что и привело к столкно­вению кораблей. На суде было установлено, что авария произошла целиком по вине командира эсминца, который, как указывалось в определении трибунала, был виновен в преступной халатности и пренебрежении своими обя­занностями, чем поставил в исключительно опасное по­ложение вверенный ему боевой корабль. Никаких «смяг­чающих обстоятельств» в этом случае не было найдено.

Rate this post
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Загадки и тайны морей и океанов © 2011 - 2024 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх