Что скрывают древние письмена

Что скрывают древние письменаЭжен Эйро, первый миссионер, прибывший на ост­ров Пасхи, сообщал о том, что у островитян имеется собственная, самобытная система письма, причем рас­пространена она достаточно широко. В 1864 г. Эйро писал: «Во всех домах есть деревянные дощечки или палки, покрытые какими-то иероглифическими зна­ками. Это фигуры неизвестных на острове животных; туземцы чертят их с помощью острых камней (обсиди­ан). Каждая фигура имеет свое название; но так как они делают такие дощечки в редких случаях, это за­ставляет меня думать, что знаки, — остатки древнего письма, — сохранились у них по обычаю, которому они следуют, не ища в нем смысла».

С крещением на остров Пасхи пришел «свет Христианской культуры», древние таблички были со­жжены как «языческие» или надежно спрятаны от пос­торонних глаз.

Позже епископ Таити Жоссан заинтересовался пись­менностью островитян Пасхи и захотел исследовать ее. Ему в руки попало несколько деревянных табличек. Однако Жоссан «не увидел на них письмен, которые бы связывали отдельные понятия между собой». Ничего по­хожего на «неизвестных на острове животных» там тоже не было. Жоссан не нашел никаких убедительных дока­зательств того, что таблички и система письма относи­лись к глубокой древности. Епископ сетует: «Если они и существовали, на что как будто указывает сообщение брата Эйро, можно лишь предполагать, что все они стали жертвой пламени. Сколь прискорбно, что до нас не дошла ни одна из древних дощечек! Те, которые я спас, явно относятся к более позднему времени, и я почти уверен, что они представляют собой лишь остатки письменности былой поры, ведь мы видим на них только то, что есть в природе этого маленького острова».

Надо заметить, что изучение древних систем пись­ма, тем более отличных от привычной для нас буквен­ной системы, — занятие неблагодарное. Расшифровка иероглифических знаков подчас превращается в игру «что на что похоже». Так случилось и с дощечками ост­рова Пасхи. Например, Жоссан увидел в одном из зна­ков изображение крысы. Тур Хейердал в том же самом иероглифе разглядел животное семейства кошачьих, похожего на ягуара. «Круглая голова со свирепо рази­нутой пастью, тонкая шея и сильно выгнутое тулови­ще, опирающееся на длинные согнутые ноги» — все эти отмеченные путешественником признаки дейст­вительно соответствуют описанию больших кошек. На острове Пасхи никогда не водились кошачьи, по­этому Хейердал предположил, что такой иероглиф до­казывает южноамериканские корни письменности островитян.Исследователь фон Хевеши «прочитал» тот же самый знак как «обезьяну», что дало ему основания связать письменность острова Пасхи с древнейшей цивилизацией, существовавшей около 5000 лет назад в долине реки Инд (Евразия, Индия).

Существует также мнение, что этот иероглиф обоз­начает человека.

За долгие годы наука так и не пришла к согласию по поводу правильной трактовки этого знака. А ведь речь идет всего лишь об одном единственном иерогли­фе! Что же говорить о системе письменности в целом!

Вполне закономерно возникает вопрос: действи­тельно ли Эйро видел на дощечках «неизвестных на острове животных», или он просто неверно интер­претировал замысловатые значки.

На сегодняшний день попытки расшифровать письменность островитян Пасхи не приносит ощутимых плодов. По крайней мере, подобного рода исследования не помогают нам ответить на главный вопрос: был ли остров Пасхи частью большого тихоокеанского континента.

Впрочем, сам факт наличия самобытной письмен­ности уже свидетельствует о многом.

История и лингвистика утверждают: возникнове­ние письменности — верный признак зарождения го­сударства. Единое некогда племя расслаивается на классы, общество структурируется, возникает необхо­димость регулярно и точно фиксировать факты, опи­сывать происходящие события. Следовательно, если на острове Пасха есть самобытное письмо, значит там когда-то существовало государство — хотя бы в на­чальной стадии.

В 1913 г. Макмиллан Браун, исследуя острова Тихого океана, повстречался с племенем, проживающим на небольшом атолле Волеаи, в Микронезии, в противо­положном от Пасхи конце Океании. Племя насчиты­вало всего 600 человек. Условия их жизни были крайне тяжелы: из-за частых тихоокеанских бурь приходилось постоянно вести борьбу за существование. Удивительно, но пять человек этого племени владели уникальной письменностью, ни похожей ни на одну из существую­щих систем. Странно было бы предположить, что со­здателем этого письма является кто-то из тех пяти че­ловек. Конечно, бывали случаи, когда аборигены Северной и Западной Африки, а также Аляски изобре­тали свою письменность, но лишь после знакомства с европейским буквенным письмом, причем в новых значках угадывались элементы латиницы либо очерта­ния предметов купли-продажи. Письмена же народа Волеаи были действительно уникальными. Браун был убежден: эту письменность создали представители большой, хорошо организованной общины, жители большого государства, которое некогда существовало в этой части Тихого океана.

Получалось, что на противоположных концах Океа­нии жили два малочисленных народа, обладавшие са­мобытной письменностью, что указывает на сущест­вование у них цивилизации и государства. Может быть, Микронезия и остров Пасхи — последние «оазисы», где сохранились остатки погибшей высокоразвитой цивилизации — Пацифиды?

Rate this post
Предыдущая статья: Следующая статья:
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Загадки и тайны морей и океанов © 2011 - 2024 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх