Столкновение линейных крейсеров «Худ» и «Ринаун»

КораблекрушенияВ январе 1935 г. соединению английских линейных крейсеров «Худ» (1920 г., 46 000 т) и «Ринаун» (1916 г., 37 400 т) предстояло провести совместные учения с под­водными лодками.

22 января, накануне дня выхода в море из бухты Ароса (северная Испания), флагман отдал приказ, по которому оба корабля должны были прийти в заданную точку. От места рандеву «Худу» следовало двигаться курсом 192°, а «Ринауну» — 254°. Затем в указанное время (около 11 часов) корабли должны были провести упраж­нение с зигзагами и по его завершении флагманский корабль «Худ» должен был следовать уже курсом 254°, а «Ринаун»—192°. После встречи курс был назначен 180°, скорость хода — 12 уз.

На следующий день все было выполнено в соответствии с заданием и упражнение было закончено по сигналу флагмана в 11 ч 35 минут. После завершения упражнения «Ринаун» должен был по плану вступить в кильватер «Худу», а затем всем соединением надо было лечь на на­меченный курс 180°. В какой-то момент, как впослед­ствии докладывал командир «Ринауна», ему «показалось», что «Худ» уже лег на курс 180°, и поэтому он стал ма­неврировать так, чтобы стать флагману в кильватер. На самом же деле «Худ» шел еще курсом 254°, и поэтому маневры «Ринауна» в сложившейся ситуации способ­ствовали незапланированному сближению кораблей.

Командир соединения, заметив (видимо, поздно), что крейсера опасно сближаются, обратил на это внимание командира «Худа» и поднял сигнал: «Строй кильватера, курс 254°, 12 уз.» В это время расстояние между кораб­лями было 7,5 каб. Сигнал запоздал, так как через 4 ми­нуты, именно, в 12 ч 22 мин «Ринаун» уже успел врезаться в правую скулу «Худа».

Перед столкновением командир «Ринауна», находясь в 5,5 каб от «Худа», застопорил машины и положил право руля, а при расстоянии 2,5 каб дал «полный назад», чтобы избежать аварии. Со своей стороны, «Худ» сна­чала склонялся влево к курсу на юг и дал ход 15 уз, а затем, за 1 минуту до столкновения, положил право на борт и дал ход «полный вперед». Этими маневрами удар был несколько ослаблен, но инерция крупных кораблей была слишком велика, чтобы избежать столкновения.

В результате оба крейсера были повреждены. «Худ» получил повреждение одного из правых гребных винтов  (на нем было четыре винта), броневого пояса и наружной обшивки. На «Ринауне» была значительно повреждена носовая часть корабля и отмечена трещина в форштевне. Для предварительной ликвидации повреждений оба крей­сера зашли сначала в Гибралтар, а затем были напра­влены в Портсмут для производства полного ремонта, который продолжался на «Худе» около 1,5 месяца, а на «Ринауне» — более продолжительное время.

Эта авария получила довольно широкое освещение в военно-морской печати различных стран, так как столк­новение таких крупных кораблей — явление весьма редкое.

Командир соединения и командиры кораблей были привлечены к судебной ответственности. Военно-морской суд, разбиравший обстоятельства столкновения, в своем решении оправдал флагмана и командира «Худа», а ко­мандира «Ринауна» присудил к отстранению от долж­ности. Адмиралтейство же изменило решение суда и на­казало обвиняемых: командиру соединения и командиру «Худа» было объявлено замечание, а командиру крейсера «Ринаун» — строгий выговор с оставлением в должности.

Rate this post
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Загадки и тайны морей и океанов © 2011 - 2024 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх