Тяжелые повреждения эсминца «Фрэнк Э. Эванс» при его столкновении с авианосцем «Мельбурн»

КораблекрушенияПрошло немногим более пяти лет со времени трагедии в Тасмановом море, когда погиб австралийский эсминец «Вояджер» в результате его столкновения с австралийским авианосцем «Мельбурн». И вот произошла ката­строфа с участием того же авианосца.

Во время учений СЕАТО в Южно-Китайском море 3 июня 1969 г. «Мельбурн» столкнулся на сей раз с аме­риканским эсминцем «Фрэнк Э. Эванс» (1945 г., 3300 т). Хотя в результате столкновения погибших кораблей не было, но человеческих жертв оказалось почти столько же, сколько и при упомянутом предыдущем столкновении с участием «Мельбурна».

Примерно в 03 ч 10 мин с авианосца эсминцу было приказано занять место за его кормой для обеспечения безопасности движения самолетов. «Мельбурн» в это время находился на основном курсе 220°, но с учетом противолодочного зигзага — фактически 260°. Расстояние между кораблями в этот момент было около 1,5 мили. Вахтенный офицер эсминца сразу же начал поворот вправо, полагая, что «Мельбурн» идет курсом 205°. Однако, не обнаружив его на предполагаемом пеленге, он сразу изменил курс эсминца влево на 5°. Командир авианосца просигнализировал на эсминец об опасности столкновения, повернул влево и дал команду: «Задний   ход!»   На  эсминце   скомандовали  рулевому. «Право на борт», и перевели ручки машинного телеграфа на «Полный назад». В результате корабли стали сбли­жаться.

В 03 ч 15 мин авиа­носец врезался в борт эсминца и отрезал его носовую часть, которая быстро затонула на глу­бине около 1650 м. При этом погибло 74 члена экипажа (из 274). Ос­тальные были спасены. Кроме АВ «Мельбурн» в спасательных работах принимал участие американский авианосец «Кирсардж», специально вызванный к месту катастрофы, и другие корабли. «Мельбурн» получил незначительные повреждения, и жертв на нем не было.

Для расследования обстоятельств катастрофы был назначен смешанный американо-австралийский суд, кото­рый приступил к работам через два дня после происше­ствия. Суд опросил 78 свидетелей, показания которых, в ряде случаев, были противоречивыми. В частности, члены экипажа авианосца показали, что навигационные огни на «Мельбурне» были включены за 8 минут до столк­новения и горели достаточно ярко. Свидетели же с «Эванса» не подтвердили свечение огней на авианосце. Аналогичные показания дали офицеры с английского фрегата «Клео­патра», находившегося неподалеку от места происшествия. Некоторые свидетели утверждали, что на авианосце было слишком много огней, которые мешали распознать необходимые навигационные огни. Один из офицеров связи с «Мельбурна» на вопрос о причине столкновения кораблей высказался на суде в том смысле, что «Эванс» слишком медленно реагировал на сигнал авианосца, предупреждавший, что корабли находятся на опасных курсах столкновения.

Окончательное решение суда о непосредственной при­чине и виновниках катастрофы не было опубликовано. Одно было ясно, что катастрофа, унесшая многие челове­ческие жизни, явилась результатом халатного и безответ­ственного несения службы офицерским составом кораблей, как это было и в предыдущей катастрофе с участием того же «Мельбурна», но на сей раз вместо австралийского эсминца участвовал уже американский.

Описывая трагические события в Тасмановом море, военно-морская печать США указывала, что в начале того же 1969 г. произошла одна катастрофа, а это за про­шедшие полгода уже вторая. Речь шла о катастрофе атомного ударного авианосца «Энтерпрайз» в январе 1969 г. В высказываниях печати отражался тот резонанс, который вызывали «американские трагедии» на море с участием кораблей ВМС США.

Rate this post
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Загадки и тайны морей и океанов © 2011 - 2024 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх