- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
В настоящее время перед моряками и инженерами стоит серьезная задача по предотвращению или, во всяком случае, по уменьшению числа катастроф, вызванных столкновениями судов. Работы в этой области ведутся во многих направлениях.
Серьезное значение для безопасности плавания имеет характер фарватера. Столкновения судов даже на очень оживленных и тесных, но хорошо обставленных навигационными знаками фарватерах происходят значительно реже, чем на более широких, но плохо обставленных фарватерах. В местах интенсивного судоходства с помощью буев устанавливаются определенные фарватеры для обязательного следования судов в различных направлениях. Эти фарватеры нумеруются и наносятся на морские карты.
Большое значение для безопасности плавания имеет надежность судовой навигационной аппаратуры. Проверкой, осуществленной в 1949 году, было установлено, что более 2/3 навигационной аппаратуры на судах неисправно. Не менее важно улучшение и совершенствование лоцманского обслуживания с применением быстроходных судов па подводных крыльях и воздушной подушке. Не исключена возможность использования для проводки судов в узкостях вертолетов. Предполагается расширить использование телевидения для передачи с берега на суда, находящиеся на подходе к порту, портовой обстановки. Для обеспечения навигационной проводки по рекам и морским каналам расширяется сеть береговых радиолокационных станций, устанавливаемых при входе в порт.
В мировом судоходстве намечается и уже внедряется ряд конкретных мероприятий, цель которых — содействовать повышению безопасности плавания и снижению аварийности на море. Вот некоторые из них. В связи с постоянной опасностью столкновения судов в проливе Па-де-Кале у Дувра одобрен план пропуска потока судов по двум непересекающимся трассам. Важным направлением, в котором работают конструкторы с целью повышения безопасности плавания, является аварийное торможение судов. Значительного успеха в этом отношении добилась японская судостроительная фирма Ниппон Кокан. В сотрудничестве с японским Агентством безопасности на море она разработала способ аварийного торможения судов с помощью раскрывающегося двухслойного руля с шарнирным сочленением. Благодаря такой конструкции руля повышается также управляемость и поворотливость судна.
Для предотвращения столкновений и повышения безопасности плавания суда начали снабжать светящимися путеуказателями. Голландские теплоходы Мурдайк и Амстелланд являются первыми в мире торговыми судами, оборудованными светящимися путеуказателями, которые позволяют сигнализировать встречным судам о направлении своего движения и о совершаемом маневре. Морской путеуказатель устанавливается на судовой мачте. Он представляет собой пятиметровый стальной щит прямоугольной формы. На концах щита имеются два стреловидных острия. По его периметру смонтирован комплект электроламп. Они сгруппированы таким образом, что можно освещать то левую, то правую стрелы. В море ясно видно светящееся острие. Включение производится с мостика нажатием соответствующей кнопки.
Таким образом, в случае необходимости судоводитель, находясь еще на значительном расстоянии от встречного судна, может показать ему направление своего движения или предупредить о намерении изменить курс. Вероятность столкновения значительно уменьшается. Следует отметить, что действующая Международная конвенция об охране человеческой жизни на море рекомендует оборудовать подобными сигнализаторами все морские суда.