Чем закончилась демонстрация силы «Великих морских держав»

Демонстрации силы «Великих морских держав»Западное Самоа — это девять островов вулканиче­ского происхождения, вытянувшихся цепочкой в океане. Площадь его около 300 000 км2. Архипелаг, распо­ложенный на морских путях из Америки в Новую Зеландию и Австралию, открыл в 1722 году мореплава­тель Роггевен. Здесь проходит условная граница вре­мени. Мореходы, отправляющиеся из Самоа в Австра­лию 31 декабря, минуя линию перемены дат остаются без новогоднего праздника, — в Австралию они попа­дают уже 2 января.

Среди бескрайних просторов Тихого океана неболь­шой естественный порт Anna — единственная на За­падном Самоа закрытая глубоководная гавань, пригод­ная для стоянки кораблей. Порт со всех сторон окру­жен коралловыми рифами. Число мест для стоянки кораблей в гавани ограничено. Даже торговые шхуны, курсировавшие в те годы между островами, с трудом находили себе пристанище в Anna. Вот почему, когда в марте 1889 года сюда почти одновременно прибыли семь военных кораблей, в порту оказалось тесно.

Корабли пришли в Самоа демонстрировать силу «великих» морских держав. США представляла эскад­ра в составе кораблей: Вандалия, Нипсик и Трентон; Германию — канонерские лодки Ольга, Эбер и Адлер. Флаг Великобритании развевался на военном корабле Каллиопа. Однако внезапный ураган сорвал эту демон­страцию.

13 марта, после полудня, стрелка барометра ста­ла стремительно падать, предвещая ураган. И дейст­вительно, вскоре на порт Anna обрушился яростный шторм с дождем. Ветер дул с моря. Обычно в предви­дении урагана суда покидали гавань Anna: в открытом море легче маневрировать и противостоять стихии. На сей раз этого не сделали. Американский адмирал, стар­ший по рангу, решил не выводить из порта свои кораб­ли. Следуя его примеру, командиры других кораблей также остались на месте. Они надеялись удержаться на якорях.

Тем временем ураган усиливался. Ворвавшиеся в порт гигантские волны начали раскачивать корабли, находившиеся в опасной близости друг от друга. Ольга и Адлер первыми оказались в аварийном состоянии. При столкновении они получили серьезные поврежде­ния корпусов. Затем об Ольгу ударился Нипсик, и у него почти у самой палубы срезало дымовую трубу. Из отверстия повалили густые черные клубы дыма. Они стлались по палубе, заполнили машинное и котельное отделения. Кочегары всеми силами пытались держать пар на марке. Любой ценой надо было обеспечить ра­боту машин. Люди задыхались в дыму.

Первая катастрофа произошла 15 марта. В этот день ураган достиг предельной силы. Жертвой стихии оказался Эбер — самый малый корабль немецкой эскад­ры. Командир корабля приказал поднять якоря и по каналу выбраться в открытое море. Вокруг вздымались гигантские, как горы, волны. В какой-то момент ко­рабль оказался на гребне одной из них. Волна подхва­тила Эбер и бросила его на рифы. Сильный удар в борт потряс корпус судна. Волна ушла дальше, а Эбер, ли­шенный ее поддержки, стремительно полетел вниз. Не успев еще обрести равновесия, корабль, подобно бильярдному шару, ударом новой волны был загнан в уг­лубление в подводной части рифа. В мгновение ока он исчез с водной поверхности. Из девяноста человек экипажа спаслись только один офицер и четверо матро­сов. Полуживых их выбросило на риф, а затем очеред­ной волной перенесло далеко на берег.

Второй жертвой стал Нипсик. После полудня на нем лопнула якорная цепь. Волной корабль отбросило в направлении берега. Ему повезло. Счастливо „призем­лившись" на мелководье песчаного пляжа, Нипсик по­страдал не очень сильно. Экипаж поспешил удалиться подальше от места катастрофы корабля. Тем не менее, несколь­ко человек погибло; их унесла в море отливная волна.

Командир Адлера в течение суток пытался удер­жать свой корабль на месте. Однако вскоре он понял, что больше ему не устоять. Чтобы избежать судьбы Эбера, командир выбрал момент, когда корабль оказал­ся на гребне волны, и перерубил якорную цепь. Осво­божденный Адлер поднялся над рифом, а после отлива волны с огромной силой ударился о него. Риф оказался раздробленным, а корабль лежащим на нем на борту с мачтами и такелажем, частично погруженным в воду. Но волны были ему уже не страшны. Даже самые боль­шие валы не смогли сбросить корабль в океан. Уцеле­ла почти вся команда Адлера. Только два матроса, ре­шившие доплыть до берега, погибли в волнах. Члены экипажа укрылись в полуопрокинутой канонерке, где и переждали ураган.

К полудню 15 марта в порту оставалось только три уцелевших корабля: Вандалия, Ольга и Каллиопа. Они стояли почти рядом. Командир Каллиопы, опасаясь, что в конце концов его корабль столкнется с соседом, ви­дел единственную возможность спасения в выводе ко­рабля в открытое море. Для этого ему прежде всего на­до было преодолеть узкий, шириной около 46 м, участок канала, ведущего к морю. Проход был опасен, так как находился между рифами и ранее затопленными суда­ми. Но командир пошел на риск. На полном ходу он повел корабль в канал. Иногда казалось, что волны и ветер сильнее корабельных машин, и Каллиопа не вы­гребет. Однако корабль медленно продвигался к цели. На пути английского корабля имелось еще одно пре­пятствие. Следовало преодолеть участок у выхода из канала, где на якорях стоял полузатопленный волнами Трентон. Этот американский корабль был обречен. Вода залила его корпус, погасли топки котлов. У выхода из канала проход был шире примерно в два раза, но оке­анские валы оказались здесь особенно мощными. Од­нако английский корабль благополучно преодолел опа­сность и вышел в открытое море.

Находившийся на Трентоне командующий эскадрой США адмирал Кимберлей рассказывал впоследствии, что для преодоления пути в полмили английскому ко­раблю потребовалось два часа времени. Хотя корабль не избежал повреждений, — он потерял якоря и цепи, имел разбитые шлюпки, порванную оснастку и таке­лаж, — все же он остался цел. Его корпус не постра­дал, машины были исправны.

Вернемся, однако, в порт Anna и посмотрим, что стало с остальными кораблями. Командир Вандалии пытался укрыться за корпусом полузатопленного Нипсика. Однако во время неудачного маневра корабль вы­бросило на мель, и он пополнил собой число жертв урагана. Большинство команды корабля спаслось. По­добным же образом оказалась на берегу германская ка­нонерская лодка Ольга. Ее экипажу также удалось спастись.

Бушующие волны и ветер расправились также с Трентоном. Американский корабль, оказавшийся во вла­сти стихии, беспомощно швыряло из стороны в сторо­ну. В конце концов он затонул, став шестой жертвой урагана.

19 марта под палящим солнцем и безоблачным не­бом в порт Апиа возвращалась Каллиопа. Печальная картина предстала перед  глазами столпившихся на палубе моряков. Еще недавно грозные корабли Ольга, Адлер, Нипсик, Вандалия и Трентон, а также семь тор­говых судов были повержены ураганом. Множество шхун прибрежного плавания лежало на берегу или за­тонуло в порту. От канонерской лодки Эбер не осталось и следа. Погибло 150 человек.

Так окончился визит в Anna семи военных кораб­лей, пришедших демонстрировать силу у берегов Самоа.

Чем закончилась демонстрация силы «Великих морских держав»
5 (100%) 1 vote

Еще статьи:

Опрокидывание при выводе рефрижератора Брунсвик
Грандиозное опрокидывание парохода Ислэнд
«Капитан Нильсен» в ловушке. Начало
«Капитан Нильсен» в ловушке. Окончание
Последний рейс танкера «Пайн Ридж». Часть 1
Статистика пропавших без вести судов. Окончание
Столкновение теплохода «Ханс Хедтофт» с айсбергом. Окончание
Случай в Гудзоновом заливе. Начало
Предыдущая статья: Следующая статья:
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Загадки и тайны морей и океанов © 2011 - 2017 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх
Читайте ранее:
Корабли, выброшенные на берег
Корабли, выброшенные на берег

Как и в случае с пароходом Клан Алпайн, нечто подобное произошло и с американским ко­раблем Береговой охраны США Генерал Грене....

Закрыть