- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Столкновения надводных кораблей с торговыми судами происходили при взаимных «успехах», что зависело от соотношения масс и прочностных свойств кораблей, а также скоростей движения и углов встречи при столкновениях. При столкновениях крупных торговых судов с легкими боевыми кораблями, включая и легкие крейсера, последние часто получали тяжелые повреждения («Шоу») и даже погибали («Кюрасао»). И наоборот, тяжелые военные корабли при столкновении с малыми торговыми судами наносили им серьезные повреждения, и были случаи их потопления (гибель бельгийского рыболовного судна «Франс Эльза» при его столкновении с авианосцем «Карел Доорман» в 1959 г.). В случаях примерно равных соотношений размеров и водоизмещения кораблей и судов они получали те или иные повреждения, сохраняя, как правило, свою плавучесть.
Одной из причин столкновения надводных кораблей с торговыми судами явилось их взаимное присасывание. Мы уже касались этого вопроса при разборе случаев столкновения «Хок» — «Олимпик» и «Кюрасао» — «Куин-Мэри». Столкновения в результате взаимного присасывания кораблей и судов в приводимых нами случаях вызвали разные последствия. Если в случае «Хок» — «Олимпик» корабли отделались сравнительно небольшими повреждениями и остались на плаву, то столкновение во втором случае закончилось катастрофой, в результате которой погиб крейсер и с ним несколько сот человек. Характер и степень повреждения кораблей при взаимном присасывании могут быть самыми разнообразными. Данное заключение подтверждается и другими многочисленными случаями аварий, происшедшими по этой причине. На основании анализа большого числа аварий кораблей и результатов теоретических и экспериментальных исследований явление присасывания кораблей изучено достаточно полно.