- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Результаты испытаний «Кюрасао» — «Куин Мэри» вновь показали, что присасывание возникает при малой дистанции между кораблями, имеющими значительную разницу в водоизмещении и идущими параллельными курсами и сравнительно большими скоростями. Это явление наблюдается и при обгоне одного корабля другим. В данном случае соотношение величин водоизмещения кораблей составило примерно 20 (в случае «Хок» — «Олимпик» оно было равно около 7).
Были и другие факторы, способствовавшие присасыванию. Считается, что величина безопасного расстояния приближенно определяется формулой R6e3 f=s> 1,5L tg 30°, где L — длина большего корабля. Для рассматриваемого случая $без 280 м. «Кюрасао» уже сблизился с «Куин Мэри» на эту дистанцию, когда их судоводители только подали команды рулевым для предотвращения столкновения. Учитывая выдвиг* кораблей (его значение для лайнера 1—2 км, для крейсера — 400—800 м) и скорости их движения (скорость лайнера равнялась 28 уз, т. е. около 870 м/мин, крейсера — 25 уз, т. е. около 770 м/мин), для предотвращения столкновения кораблей команды на руль следовало подать, по крайней мере, на 2—3 минуты раньше, чем они были отданы фактически. Особенно это относится к крейсеру, шедшему с меньшей скоростью и обладавшему лучшими маневренными качествами. Таким образом, буквально последние минуты оказались для «Кюрасао» роковыми, и они стоили нескольких сот человеческих жизней.
Этот случай признан в Англии весьма поучительным. Недаром в предисловии к официальному отчету английского адмиралтейства о столкновении таких, кораблей он рекомендуется всем офицерам флота для изучения как один из ярких примеров, иллюстрирующих нарушение основных положений «Правил предотвращения столкновений судов».
*Выдвигом называется расстояние, проходимое центром тяжести судна в направлении прямого курса от момента начала перекладки руля до поворота корабля на 90 . Его величина изменяется в пределах (0,6—1,2) ?>ц, где D„ — диаметр установившейся циркуляции.