- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
В отчете по результатам испытаний проф. Гибсон и Дж. Томсон отмечали, что при движении любого корабля в водной среде вследствие перераспределения полей давлений и скоростей в его оконечностях появляются зоны повышенного давления, а в районе миделя — зона пониженного давления (разрежения). Далее говорится, что при движении двух кораблей на параллельных курсах наличие зон разрежения у обоих кораблей способствует образованию поперечной силы, которая и является источником присасывания, или притяжения, кораблей. Это было важно, так как в те времена многие моряки считали, что взаимодействие между близко расположенными судами может иметь место только в каналах или на мелких глубинах вод, но не на больших глубинах в открытом море.
Применительно к изучаемой аварии испытания показали, что меньшее судно может быть втянуто в контакт с большим судном, если оно находится на расстоянии от него не более чем на 3,5 длины его корпуса, при условии, конечно, если нет соответствующего воздействия руля. Это означало, что можно было ожидать начала взаимодействия между исследуемыми кораблями, когда расстояние между ними равнялось около 2 каб. Полученное расстояние значительно превосходит данные по дистанции, показанные свидетелями с «Хока» (3/4 каб) и даже с «Олимпика» (1,5 каб). Таким образом, при любом варианте происходило неизбежное взаимодействие между кораблями и меньший — «Хок» должен был сильно и заблаговременно переложить руль вправо, чтобы не оказаться «присосанным» к «Олимпику». Привлеченные в качестве консультантов такие видные в то время гидродинамики, как Д. В. Тейлор, Байлз и другие, также высказались за то, что «Хок» оказался в опасной зоне присасывания.
Все это было, по-видимому, для судебных органов вполне убедительно, и в своем окончательном решении суд палаты лордов вынес заключение, что основной причиной аварии явилось присасывание малого судна (крейсера «Хок») большим судном (лайнером «Олимпик»). Суд также указал, что столкновение — результат того, что «Олимпик», находясь слишком далеко к югу, без всякой необходимости подверг «Хок» опасности, которой можно было избежать. На этом основании в апелляции Уайт Стару было окончательно отказано. Таким образом, явление взаимного присасывания судов как одна из причин их столкновений было узаконено и официально.