- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
К одной из загадок океана относят загадочное свечение, пробивающееся из глубины. Подобное свечение принимает разнообразные формы. Это могут быть огромные светящиеся пятна, сияющие шары, поднимающиеся из глубин, гигантские сверкающие спицы или колеса, светящиеся полосы, пересекающие водную гладь до горизонта. Все эти объекты обычно вращаются с высокой скоростью.
Свечение из океана наблюдали еще древние мореходы. В старинных средневековых корабельных журналах встречаются описания светящихся колес белого или зеленого цветов. Диаметр колес мог составлять от нескольких метров до нескольких миль. У некоторых колес наблюдали спицы, которые могли вращаться. Европейские мореплаватели считали подобные явления дурным знаком и именовали светящиеся колеса «каруселью дьявола». Среди китайских мореплавателей, напротив, существовало поверье, что свечение океана — хорошая примета. Они называли это «колесами Будды». Об этих случаях рассказывали не только моряки, но также пассажиры судов, которым приходилось наблюдать за загадочным мерцанием океана.
В XX в. с появлением подводных лодок число таких историй увеличилось. Теперь все это наблюдали уже на самой глубине.
Загадочные океанские свечения замечал даже Христофор Колумб во время первого плавания к берегам Америки. Оно проходило очень неспокойно, команда даже подняла бунт, потому что путешествие длилось очень долго, а земли все не было видно. Колумб считал, что земля должна вот-вот показаться из-за горизонта, искал этому любое подтверждение. И вот однажды ночью вахтенный заметил свет в океане, который приняли за огни костров, разведенных на берегу неизведанной земли. Однако корабли еще в течение 3-х дней никак не могли достигнуть земли. На самом деле великий путешественник и его команда оказались свидетелями тех самых таинственных свечений.
В Новое время о наблюдении за океанскими свечениями сделано много документальных записей. Как заметил исследователь Н. Тарасов в книге «Свечение моря», опубликованной в 1956 г., «нам неизвестно описание этих явлений учеными, но нет оснований не доверять десяткам записей, сделанных за несколько десятков лет штурманами ряда стран». Среди них встречают истории о гигантских колесах и спицах, флюоресцирующих пятнах, пересекающих водную гладь длинных светящихся полосах.
В своей работе Тарасов указывает на несколько странностей, например, он отмечает, что светящиеся колеса способны менять направление движения: «В восточной части Бенгальского залива в декабре 1927 года и в декабре 1929 года примерно на 14° с. ш. и 98° в. д. наблюдались как бы вращающиеся светящиеся колеса без обода. Промежуток во времени прохождения "спиц" был в первом случае 0,5 с, во втором 2 с. В первом случае направление менялось дважды, сначала оно было против часовой стрелки, затем по ее ходу и под конец снова против. Промежутки между переменами направления были равны пяти минутам». 11 Среди других странностей, присущих загадочному свечению, можно отметить убыстрение и замедление хода, увеличение или уменьшение яркости свечения. Так, исследователем описан случай, произошедший 30 сентября 1926 г. Команда парохода «Чиндвара» наблюдала за очень быстрым и ярким вращением лучей, двигающихся против часовой стрелки. Это было похоже на мощный прожектор, светящий с глубины. Свет был настолько ярким, что невозможно было рассмотреть идущее впереди судно.
О замедлении хода вращения светящихся колес написано также в книге И. И. Гительсона «Живой свет океана», вышедшей в свет в 1976 г. В ней описано явление, наблюдаемое экипажем парохода «Бинтанг» в июне 1909 г.: «Волны света шли с запада на восток. Постепенно они приняли форму длинных лучей, исходящих из общего центра на горизонте или за ним, и вращались по часовой стрелке. Причем лучи были не прямые, а вогнутые с той стороны, куда вращались. Вся система двигалась, уменьшая скорость вращения, и, наконец, исчезла. Это явление продолжалось минут пятнадцать... Ширина лучей при соприкосновении с бортом достигала примерно 2 м, темные промежутки вдвое шире».
В рассказах некоторых наблюдателей указано, что светящиеся круги и колеса находятся как бы на небольшой глубине, причем под этими пятнами можно рассмотреть темное длинное тело. Проплыв некоторое расстояние, таинственный объект скрылся в морской пучине, а свечение от него постепенно затухало.
О подобном объекте, сопровождаемом фигурным свечением, есть статья в № 18 газеты «Неделя» за 1977 г. Советское экспедиционное судно «Владимир Соловьев» совершало океанографические исследования, по завершении которых вокруг судна в радиусе 150-200 м было замечено яркое светлое пятно. Оно вращалось против часовой стрелки, при этом распадаясь на восемь частей. При помощи средства звукового обнаружения подводных объектов (эхолота) удалось установить глубину моря в месте наблюдения свечения — 170 м. При этом на глубине 20 м под килем корабля зафиксировали присутствие некоего объекта. «Свет пробегал волнами в форме восьми вращающихся загнутых лучей, напоминающих лопасти турбины. Через полчаса свечение ослабло и диаметр «колеса» уменьшился до 80— 100 м».
Ученые отмечают, что свет в море могут производить только живые организмы, так как он возникает в клетках растений или животных. Само по себе море не может создавать света, а свечение могут излучать его живые обитатели. Но в этом случае такое свечение обнаруживали бы чаще, и оно было бы не таким ярким. К тому же, почему свечение складывается в такие затейливые фигуры, неужели существуют в океане существа, способные производить нечто подобное?