- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Другая группа мероприятий связана со стремлением снизить размеры повреждений кораблей при столкновениях и уменьшить их возможные последствия. Здесь имеются в виду меры, принимаемые командирами сталкивающихся кораблей в ситуациях неизбежного столкновения, направленные на возможное снижение эффекта столкновения, в смысле человеческих и материальных потерь (примером является эсминец «Шоу»), а также мероприятия по сохранению живучести корабля. Как известно, живучесть корабля обеспечивается комплексом трех групп мероприятий (конструктивных, организационно-технических и действий личного состава во время аварий), разбор которых выходит, однако, за рамки настоящей книги.
Делая обзор перечисленных мероприятий, можно видеть, что они, в сущности говоря, являются такими же, какими были много десятков лет назад, но с учетом новых условий. Приведем два примера.
По свидетельству американцев, правила расхождения судов существуют уже 25 веков. На протяжении всей истории их существования эти правила непрерывно изменялись и корректировались в соответствии с динамикой столкновения кораблей и судов. Наш век не является исключением. В настоящее время проблемой столкновений судов заняты не только национальные, но и международные организации. Ей посвящено много работ, в которых комментируются существующие правила предупреждения столкновений судов и вносятся все новые и новые предложения по их совершенствованию. По этим вопросам в разных странах проводятся большие научные исследования с привлечением усилий многих специалистов, используются компьютеры, различные модели.