- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Не вдаваясь в детали, мы на основании рассмотрения аварий и катастроф с учетом имеющихся по ним публикаций видим, что в современных условиях рекомендации и требования по предупреждению столкновений кораблей в своей основе остались прежними.
Другой пример. Ровно 100 лет назад, в 1875 г., погиб английский броненосец «Вэнгард» при столкновении со своим соотечественником—броненосцем «Айрон Дыок». Спустя три года такая же участь постигла германский броненосец «Гроссер Курфюрст», столкнувшийся со «своим» же броненосцем «Кёниг Вильгельм», а еще спустя 15 лет, в 1893. г., произошла гибель английского броненосца «Виктория» в результате его столкновения с броненосцем «Кэмпердаун».
При расследовании обстоятельств этих катастроф были установлены две группы недостатков, способствовавших гибели этих кораблей. Одни недостатки были связаны с упущениями командования и офицеров (а также адмиралов) кораблей и соединений, допустивших эти столкновения. Другие недостатки, вызывавшие гибель кораблей в результате столкновений, явились следствием конструктивных ошибок и организационно-технических недоработок кораблей, а также неправильных действий экипажей аварийных кораблей. На примере «Виктории» это было подробно и .блестяще доказано адмиралом С. О. Макаровым, основоположником учения о непотопляемости корабля. На специально выполненной им модели было показано, что при отсутствии допущенных ошибок броненосец остался бы на плаву и не погиб бы в результате полученных им повреждений.
Многие годы и десятки лет минули со времени этих трех «знаменитых» катастроф, появились новые классы кораблей, коренным образом изменилась их техника, не раз сменялись поколения моряков и кораблестроителей, накоплен большой опыт повреждений и гибели кораблей как в военное, так и в мирное время.
Несмотря на все это, меры по исключению возможных столкновений кораблей и снижению эффекта их действий на корабль, в принципе, остаются прежними, но с учетом повышения скоростей плавания кораблей в условиях новой техники, примененной на кораблях в завершающей четверти нашего века.
Условия новые, требования старые: избегать столкновений, при неизбежности столкновения стремиться к возможно меньшим повреждениям, при повреждениях бороться за жизнь корабля и его людей.