- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Как известно, у мифов нет авторов. Они создаются народом и передаются из уст в уста. Лишь в редких случаях мы можем назвать конкретного человека, изложившего нам сведения, которые впоследствии породили легенду. Атлантида как раз относится к числу таких случаев.
Ее «отец» — знаменитый древнегреческий философ Платон (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э), ученик Сократа и учитель Аристотеля. Свои воззрения Платон излагал в форме диалогов между историческими или вымышленными персонажами.
Легенду об Атлантиде можно найти в двух диалогах — «Тимей» и «Критий». В первом диалоге о государстве атлантов упоминается лишь вскользь. Зато диалог «Критий» полностью посвящен подробному описанию Атлантиды.
Какие же сведения о легендарной цивилизации мы можем почерпнуть из диалогов Платона?
В «Тимее» Сократ и пифагореец Тимей рассуждают о наилучшем государственном устройстве. Описав свои представления об идеальном государстве, Сократ сетует на то, что картина получилась слишком абстрактной, а ему хочется понять, как подобное государство будет вести себя в реальных жизненных обстоятельствах, как оно будет выстраивать взаимоотношения с другими государствами, достойно ли будет вступать в войну, как его граждане будут совершать подвиги «сообразно своему обучению и воспитанию».
Любопытство Сократа удовлетворил третий участник диалога, афинский политический деятель Критий. Он рассказал о войне Афин с Атлантидой, происходившей, по словам рассказчика, более 9000 лет назад. Критий слышал эту историю от своего деда, который, в свою очередь, узнал об этой войне от Солона — одного из «семи мудрецов» Древней Греции, Солону же поведали об Атлантиде египетские жрецы.
Около 9500 лет назад (а для нас — примерно 11 500 лет) Афинское государство было самым могущественным и добродетельным. Главным соперником Афин была Атлантида. Не менее могущественная, чем Афины, Атлантида превышала по размерам Ливию (северная часть Африки, включая Египет) и Азию (имеется в виду Малая Азия). Ей были подвластны территории всей Ливии до Египта и Европы до Тиррении (запад современной Италии).
Атланты поработили местные народы и не намеревались прекращать завоевательных походов. Свобода Афин оказалась под угрозой. Тогда афинский народ поднялся на защиту своей родины. Преданные всеми союзниками, афинские воины, благодаря мужеству и доблести, победили атлантов, освободили порабощенные ими земли, вернули местным народам независимость.
Однако вскоре разразилась грандиозная катастрофа, в результате которой могущественная Атлантида за один день и ночь ушла под воду. Суровая участь постигла и все афинское войско: победители атлантов погибли из-за того же стихийного бедствия, что уничтожило их врагов.
Античные историки упоминают о племени атлантов, живущем в Северной Африке у гор Атлас. Аборигены не видели снов, у них не было имен, они не ели ничего живого и проклинали восходящее и заходящее солнце. Атланты были уничтожены соседним племенем троглодитов.
Диалог «Критий» является прямым продолжением «Тимея». Здесь Платон устами Крития детально и необычайно достоверно описывает Атлантиду.
Брат Зевса, бог морей и океанов Посейдон полюбил смертную девушку Клейто. От их союза родилось 10 сыновей, старшим из которых был Атлант. Владыка морей поделил между своими сыновьями остров, впоследствии названный Атлантидой. Дети Посейдона и Клейто, полубоги, стали родоначальниками 10 царских родов Атлантиды.
Платон топографически точен в своих описаниях легендарной земли и даже приводит конкретные цифры. Центральная равнина Атлантиды была 3000 стадиев (540 км) в длину и 2000 стадиев (360 км) в ширину. В центре острова, в 50 стадиях (8-9 км) от моря возвышался холм. Покровитель Атлантиды, отец ее правителей Посейдон обнес холм тремя водными каналами, чередующимися с двумя земляными валами. В центре защитного укрепления был создан город или центральный остров, имевший в диаметре 5 стадиев (чуть меньше километра). Здесь, в сердце Атлантиды, были построены величественные храмы и роскошный царский дворец. Атланты прорыли через оградительные кольца глубокие каналы, чтобы корабли могли подплывать непосредственно к самой столице.
Вот как описывает Атлантиду сам Платон: «Остров, на котором стоял дворец, имел пять стадиев в диаметре; этот остров, а также земляные кольца и мост шириной в плетр цари обвели круговыми каменными стенами и на мостах у проходов к морю всюду поставили башни и ворота. Камень белого, черного и красного цвета они добывали в недрах срединного острова и в недрах внешнего и внутреннего земляных колец, а в каменоломнях, где с двух сторон оставались углубления, перекрытые сверху тем же камнем, они устраивали стоянки для кораблей.
Если некоторые свои постройки они делали простыми, то в других они забавы ради искусно сочетали камни разного цвета, сообщая им естественную прелесть; также и стены вокруг наружного земляного кольца они по всей окружности обделали в медь, нанося металл в расплавленном виде, стену внутреннего вала покрыли литьем из олова, а стену самого акрополя — орихалком, испускавшим огнистое блистание.
Обиталище царей внутри акрополя было устроено следующим образом. В самом средоточии стоял недоступный святой храм Клейто и Посейдона, обнесенный золотой стеной, и это было то самое место, где они некогда зачали и породили поколение десяти царевичей; в честь этого ежегодно каждому из них изо всех десяти уделов доставляли сюда жертвенные начатки (первые плоды нового урожая зерновых культур). Был и храм, посвященный одному Посейдону, который имел 1 стадий в длину, три плетра в ширину и соответственную этому высоту; в облике же постройки было нечто варварское (здесь в значении «иноплеменное, не похожее на традиционные греческие постройки» — прим. ред.).
Всю внешнюю поверхность храма, кроме акротериев, они выложили серебром, акротерии же — золотом; внутри взгляду являлся потолок из слоновой кости, весь изукрашенный золотом, серебром и орихалком, а стены, столпы и полы сплошь были выложены орихалком. Поставили там и золотые изваяния: сам бог на колеснице, правящий шестью крылатыми конями и головой достающий до потолка, вокруг него — сто Нереид на дельфинах (ибо люди в те времена представляли себе их число таким), а также и много статуй, пожертвованных частными лицами. Снаружи вокруг храма стояли золотые изображения жен и всех тех, кто произошел от десяти царей, а также множество прочих дорогих приношений от царей и от частных лиц этого города и тех городов, которые были ему подвластны. Алтарь по величине и отделке был соразмерен этому богатству; равным образом и царский дворец находился в надлежащей соразмерности как с величием державы, так и с убранством святилищ».
Детальность описания поражает! Платон приводит еще множество подробностей уклада жизни атлантов. В частности, приводит точные данные о численности армии Атлантиды.
Атлантида жила по законам, установленным Посейдоном и начертанным на орихалковом столбе.
Хотя Атлантида была невероятно богатым островом, первоначально ее жители, прямые потомки богов, были чужды алчности. Однако из-за браков с простыми смертными божественная природа атлантов стала постепенно вырождаться, пока практически не сошла на нет. Тогда людские пороки возобладали в сердцах атлантов. Их обуяли жадность, гордыня и стремление к завоеваниям. Тогда верховный бог Зевс решил покарать атлантов, чтобы они «отрезвев от беды, научились благообразию». Далее Платон пишет: «Поэтому он (Зевс — прим. ред.) созвал всех богов в славнейшую из их обителей, утвержденную в средоточии мира, из которой можно лицезреть все причастное рождению, и обратился к собравшимся с такими словами...»
На этом диалог «Критий» обрывается. Неизвестно, что помешало Платону закончить свое сочинение: были ли это какие-то внешние обстоятельства или сам автор не пожелал далее развивать историю об Атлантиде.
В «Критии», как и в «Тимее», заносчивая, воинственная Атлантида противопоставляется идеальным Афинам. 9500 лет назад Афины, позже разрушенные землетрясением и наводнением, погубившими и Атлантиду, были не похожи на современную родину Платона. Расположенные в центре плодородной страны, Афины были образцом добродетели. Государственный строй Афин представлялся Платону идеальным: во главе страны стояли правители и воины, которые жили отдельно от земледельцев и ремесленников, представлявших большинство населения.
Мы не будем сейчас подробно останавливаться на политических воззрениях Платона. Однако не упомянуть о них нельзя, ведь изначальной целью обоих диалогов было сравнить два государственных строя и показать, какой из них является наилучшим. Эта задача платоновских сочинений, посвященных Атлантиде, дает историкам и филологам основания утверждать, что древняя погибшая цивилизация — всего лишь плод воображения автора, а противопоставление Афин и Атлантиды — не исторический факт, а художественный прием.
Платон в своих диалогах довольно часто сочинял мифы, служившие яркими, живыми иллюстрациями абстрактных философских идей.
Согласно сложившемуся в официальной науке мнению, в трактатах «Тимей» и «Критий» Платон размышляет о современных ему греко-персидских войнах. Противостояние праафинян и атлантов — это идеализированная модель борьбы между греками и персами. Греки времен войны с Атлантидой благородны и отважны, они в одиночку побеждают могучего врага, а всем народам, страдавшим под игом Атлантиды, великодушно даруют свободу. Реальные греки V в. до н. э. не были столь бескорыстны. Вытесняя персов с принадлежавших им ранее территорий, они сами становились такими же поработителями. Целью афинян было создание собственной империи, а вовсе не мир и благоденствие освобожденных народов.
Атлантиду же Платон наделил чертами, которые он ненавидел в современном ему Афинском государстве: стремлением к богатству и власти, неуемными политическими амбициями, духом торгашества, алчностью и гордыней.
Если Афины представлялись в диалогах Платона утопией, то Атлантида должна была стать ее антиподом — антиутопией.
Некоторые атлантологи считают, что все цифры, приведенные Платоном при описании Атлантиды, надо делить на 10 или даже 100. В этом случае можно получить достоверные сведения о легендарном острове.
Но, как считают многие филологи, Платона подвела собственная фантазия. Он настолько подробно и живо описал историю Атлантиды от ее зарождения до гибели, ее географию и топографию, ее культуру и искусство, ее нравы и обычаи, что — искренне влюбился в творение собственного воображения!
Абстрактные идеальные Афины были просто иллюстрацией тезиса, в то время как Атлантида со всеми ее достоинствами и недостатками стала по-настоящему живой и невероятно правдоподобной.
Дабы история выглядела достоверной, Платону пришлось «утопить» свое детище на дне океана.
А может быть, все было по-другому? Может быть, египетские жрецы действительно поделились тайными знаниями о затонувшей Атлантиде с мудрецом-Солоном, а тот, в свою очередь, рассказал о погибшей цивилизации Критию-старшему. Платон же, услышавший эту историю, решил использовать столь интересную легенду для своего диалога.
Да, современная археология и геология не нашли достоверных свидетельств существования Атлантиды, описанной Платоном. Нет и подтверждений того, что о ней знали египетские жрецы. Но то, что подобные факты пока не найдены, еще не означает, что их нет и не может быть.
Кроме того, Платон мог взять реальные сведения и художественно переосмыслить их, приукрасить, переделать под свои цели и задачи. Да, Пьер Безухов, герой романа Льва Толстого «Война и мир» сильно отличается от своего прототипа — князя Александра Андреевича Безбородко. Однако это не дает нам оснований утверждать, что князя Безбородко никогда не существовало!
Как же понять, где в платоновском описании Атлантиды правда, а где вымысел? Ответы мы получим лишь после того, как разыщем древний остров, несколько тысячелетий назад сгинувший в пучинах океана.