- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
На мостике «Вояджера» вахтенный офицер и штурман корабля (молодые лейтенанты) стояли вместе у компаса. Из этого положения авианосец плохо просматривался, так как он был скрыт от них надстройкой, мачтой и дымовой трубой. Его можно было наблюдать только с крыльев мостика корабля. Когда эсминец поворачивал влево, его командир встал со своего стула на мостике с правого борта и, заглянув в штурманскую рубку, позвал кого-то из присутствующих для совета, не подозревая, что его корабль находится в опасности. Лишь за 20 секунд до столкновения на «Вояджере» скомандовали: «Полный вперед! Право на борт!» — считая, что еще есть время проскользнуть мимо носа авианосца. Но и эта команда запоздала — корабли двигались со скоростью 11 м/с. Авианосец врезался в корпус эсминца как раз перед носовым мостиком.
Это произошло в 20 ч 56 мин поблизости от залива Джервис.
«Вояджер» был буквально перерезан на две части. Носовая часть корабля дрейфовала несколько минут вдоль левого борта авианосца и вскоре затонула. Кормовые 2/3 эсминца оставались на поверхности моря в течение 3 часов, а затем и эта часть корабля пошла ко дну. «Вояджер» затонул на глубине 140 м. Спасательные работы, затрудненные темнотой, усиливающимся волнением моря и плававшей на морской поверхности нефтью, продолжались до полуночи. В результате спасли 232 человека, погибло 82 члена экипажа, в том числе 14 офицеров, среди них и командир корабля. На «Мельбурне» была сильно повреждена носовая оконечность. Рано утром авианосец взял курс на Сидней, но при этом он мог развить скорость хода не более 6 уз. Для расследования причин и обстоятельств катастрофы была назначена правительственная комиссия, которая передала рассмотрение дела судебным органам.
Хотя суд длился четыре месяца, он так и не установил, кто и в какой степени был повинен в происшедшей трагедии. По мнению зарубежных авторов, на суде не было достаточно компетентных консультантов-специалистов военно-морского дела, и поэтому он оказался не в состоянии вынести обоснованное решение по делу. Катастрофа, которая была признана наиболее крупной в истории австралийского ВМФ в мирное время, оказалась «необъяснимой». Действительно, «трудно» объяснить, как командование двух «лучших» кораблей флота, находясь в несложной ситуации, из-за несоблюдения элементарных правил совместного плавания привело корабли к катастрофе, унесшей столько человеческих жизней.
Все же командир авианосца был освобожден от должности и уволен в отставку без пенсии, чем косвенно была признана его вина в происшедшем (особенно, если учесть его 34-летнюю службу на флоте). Впоследствии он написал книгу «Одна минута времени», в которой показаны подробности этой катастрофы. В книге вина целиком возлагается на командование «Вояджера», которое, по словам автора, не вело правильного наблюдения и свои действия по уклонению начало всего за 20 секунд до трагического столкновения. Можно усомниться в объективности этого мнения, поскольку оно высказано командиром одного из двух кораблей, столкновение которых привело к катастрофе.