- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Значительно большие повреждения кораблей связаны с воздействием на них пожаров и взрывов, вызванных воспламенением легких видов топлива.
Так, например, на торпедных катерах и тральщиках, где применялись бензомоторы, происходили довольно частые пожары и взрывы вследствие воспламенения бензина и взрыва его паров. Нередко источником таких пожаров бывали неплотности в бензосистемах, из-за которых бензин растекался и, попадая на горячие поверхности механизмов и трубопроводов, загорался. Эти пожары и взрывы приводили к выходу из строя, а иногда и к гибели кораблей (германские ТК-А и ТЩ). Они явились одной из основных причин перехода на боевых катерах и малых кораблях к дизельным моторам взамен бензиновых.
«Бензиновые» пожары и взрывы происходили на крейсерах в районах расположения бензоцистерн вследствие того, в частности, что цистерны оставлялись пустыми и не замещались водой (КР «Гориция», 1959 г.). Такие аварии приводили к местным повреждениям кораблей.
Однако наиболее часто отмечались пожары и взрывы, связанные с возгоранием авиатоплива на авианосцах, происходившие в самых разнообразных условиях. Ряд пожаров и взрывов был связан с утечкой горючего из неисправных топливных цистерн и его вопламенением («Индомитебл», 1953 г.), другие — в результате неудовлетворительного состояния электрооборудования кораблей, особенно сети высокого напряжения («Рэнджер» и «Рэндолф», 1959 г.) Такие взрывы приводили к повреждениям кораблей и человеческим жертвам. Многие аварии имели место на полетных палубах при неудачных взлетах и посадках самолетов («Эссекс» — 1951 и 1959 гг., «Орискани» — 1954 г., «Хэнкок» — 1958 г.). Печально известными стали топливные пожарные катастрофы на «Форрестоле» (1967 г.) и «Энтерпрайзе» (1969 г.), которые также начинались с полетных палуб. В последних случаях пожары сопровождались взрывами бомб и ракет, что значительно усиливало эффект их разрушительного действия на корабли. Авиатоплнвные пожары происходили и в ангарах во время заправок самолетов при подготовке их к вылету («Уосп» — 1955 г., «Орискани» — 1966 г.). Бывали пожары и при приеме топлива на авианосцы («Франклин Д. Рузвельт» — 1966 г.). Крупный пожар на АВ «Констеллейшн» (1960 г.) также имел своим источником возгорание топлива на одной из палуб корабля.