- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Более 60 лет назад (в апреле 1912 г.) произошла морская катастрофа, получившая широкую известность, — гибель «Титаника». Моряки и кораблестроители доискивались причин, послуживших первоисточником бедствия; бизнесмены, как всегда, искали способов наживы на этом «деле». Катастрофа эта была овеяна морской романтикой, несмотря на многочисленные человеческие жертвы: роскошнейший лайнер погиб в своем первом рейсе, в ночное время; вместе с ним ушла на дно морское огромнейшая масса людей — около 1500 человек.
О «Титанике» писали романы и мемуары, сочиняли стихи и поэмы, слагали песни и баллады. «Титаник» проник в кино, живопись и другие виды искусства. Да, гибель «Титаника» явилась одной из «популярнейших» и «классических» морских катастроф, одной из «катастроф века».
Одним из участников аварии, о которой здесь пойдет речь, явился «Олимпик» — старший брат «Титаника» — лайнер, построенный по тем же чертежам и спецификациям, по которым строился «Титаник», но вступивший в эксплуатацию несколькими месяцами раньше него.
Авария «Хок» — «Олимпик» в октябре 1911 г., конечно, не была столь нашумевшей и сенсационной, как гибель «Титаника», происшедшая спустя полгода. Последствия этой аварии в части материального ущерба были не столь уж велики, а человеческих жертв при ней вообще не было. Но этой аварии суждено было войти в морскую летопись как первой среди других ей подобных, в результате которой было обнаружено новое явление — взаимное присасывание кораблей и судов — одна из важных причин столкновения кораблей. Именно в связи с аварией «Хок» — «Олимпик» это явление было впервые изучено, и из него сделали вполне ясные и научно обоснованные практические выводы. На протяжении нескольких десятков лет, прошедших со времени этой аварии, при обсуждении вопросов теории и практики столкновения кораблей, нередко специалисты обращаются к случаю столкновения «Хока» с «Олимпиком» и выводам, полученным при его исследовании.
читать часть 2