- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
В результате столкновения оба корабля получили повреждения. У «Олимпика» было сорвано около 12 м наружной обшивки правого борта в расстоянии 25 м от кормового среза. Форштевень «Хока» оказался смятым и повернутым на правый борт, причем большая часть конца форштевня отвалилась и затонула. Впоследствии предметом больших споров стал вопрос о том, когда именно отвалилась часть форштевня — в момент столкновения кораблей или когда крейсер снова запустил свои механизмы и продолжал свой рейс в Портсмут. Это было важно для установления координат центра столкновения. Забегая вперед, скажем, что данный вопрос после долгих «доказательств» сторон так и не получил объективного разрешения.
Судебное разбирательство аварии «Хок» — Олимпик» начатое вскоре после происшествия, тянулось без малого полтора года и было завершено лишь в начале 1913 г.
В различных судебных инстанциях противоборствовали две точки зрения. Адмиралтейство доказывало, что «Олимпик» находился на пересекающемся курсе и ему следовало держаться в стороне и что, поскольку лайнер подошел слишком близко к крейсеру, последний был втянут в зону присасывания, в которой «Хок» фактически оказался неуправляемым. Представители компании Уайт Стар — хозяева «Олимпика» — утверждали, что руль «Хока» был ошибочно положен влево и что он должен был уступить большому трудноуправляемому «Олимпику» более глубокую воду посередине канала.
Поскольку в процессе разбора дела не раз возникал вопрос о присасывании судов, было решено поставить специальные опыты для выяснения этого явления, но применительно к столкновению «Хок» — «Олимпик».
Были испытаны в совместном движении паровая яхта (водоизмещение 96 т, длина 27 м), изображавшая собой лайнер «Олимпик», и моторная лодка (водоизмещение 2,6 т, длина около 9 м), представлявшая крейсер «Хок».
Читать окончание