- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Когда в апреле 1947 г. взорвались два судна, в результате чего произошла одна из крупнейших катастроф века, «взрывчатые возможности» нитрата аммония окончательно прояснились. Речь идет о катастрофе, имевшей место в порту Тексас-Сити (штат Техас, США), в котором преобладали химические и нефтяные заводы. Ее обстоятельства были следующими.
Утром 16 апреля французское судно «Гранкам» (1942 г., 7176 т) находилось у причала «0» в северном слипе напротив, химического завода фирмы Монсанто, а неподалеку от него, в главном слипе, был ошвартован американский военный транспорт «Хайфлайер» (1944 г., 6214 т). Рядом с «Хайфлайером» стоял другой американский военный транспорт «Вильсон Кини» (1944 г., 7176 т). Все три корабля сравнительно небольших размеров, американской постройки военного времени.
На «Гранкам», находившийся в порту уже несколько дней, производилась погрузка нитрата аммония в бумажных мешках по 40 кг. На судно уже было погружено около 2300 т этого вещества, из которых 1400 т пошло в трюм № 2, а 880 т — в трюм № 4. В твиндеках этих трюмов находились ящики с запасными частями, арахис и некоторые хозяйственные грузы. Поскольку машины ремонтировались, судно было без движения.
В 8 часов утра портовые грузчики явились для продолжения погрузочных операций в трюме № 4, и, когда крышки люков были сняты, никаких следов пожара не было видно. Все казалось нормальным. Но спустя 15 минут стал заметен дым, идущий из открытого пространства трюма. Сразу была сделана попытка погасить огонь с помощью огнетушителей и бачков с питьевой водой, но огонь и дым стали интенсивнее настолько, что грузчики и члены экипажа были вынуждены покинуть трюм. Шланг от главной пожарной магистрали был подготовлен для действия, но из-за боязни повредить груз первый помощник капитана не разрешил им пользоваться.