- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Бывает, что и море «трясет». Имеются, например, достоверные сведения об обстоятельствах землетрясения, происшедшего в 1889 году в Северной Атлантике. Находившееся в районе землетрясения судно Донна Эвелина, по рассказам экипажа, «трясло в течение получаса». Когда судно прибыло в порт назначения, его вынуждены были поставить на ремонт.
Годом ранее в результате подводного землетрясения в океане были разорваны три телеграфных кабеля, соединяющие Австралию с другими континентами. Подобный случай имел место и в 1929 году. От землетрясения в океане масса донного грунта сорвалась со склонов подводных возвышенностей и с огромной скоростью понеслась по подводным долинам. В районе Ньюфаундленда был поврежден трансатлантический кабель. Связь между Европой и Америкой была прервана. При этих землетрясениях потерпело аварии несколько судов.
Весной 1959 года произошло землетрясение под килем советского парохода Кулу. На борту судна были 800 пассажиров и груз. Пароход находился примерно в 30 милях от мыса Шикунского (Камчатка), когда его внезапно стало трясти. При каждом ударе в днище судно содрогалось от носа до кормы. На поверхности моря, вздымались фонтаны. Всё вокруг покрылось кипящей пеной. Сквозь трехкилометровую толщу воды, со дна океана, судно ощутило грозное «дыхание» земли. На Пулу вышло из строя рулевое управление, отказал радиолокатор, магнитные компасы вылетели из нактоузов.
Подводное землетрясение испытал на себе в 1964 году пассажирский теплоход М. Урицкий. Очевидцы так рассказывают об этом происшествии. Судно шло с острова Шикотан в Южно-Курильск. Море было спокойно. Вдруг корпус судна затрясло. Особенно сильные толчки ощущались в машинном отделении. Казалось, что двигатель вот-вот разнесет. В этот момент судовая радиостанция приняла сообщение о сильном землетрясении в районе Курильских островов. После сверил координаты судна и выяснилось, что теплоход находится недалеко от эпицентра подводного землетрясения.
Несколько раньше происшествия с теплоходом М. Урицкий с борта китобазы Дальний Восток передали по радио на сейсмологическую станцию, что вблизи Алеутских островов судно испытало сильнейший толчок. Морякам показалось, будто судно ударилось о подводную скалу. Однако никаких повреждений на китобазе не было обнаружено.
Последствия землетрясения на Аляске в 1964 году испытал на себе экипаж спасательного корабля Решительный. Эпицентр землетрясения находился в заливе Прис-Вильям. В это время Решительный был в открытом море, примерно в 250 милях от города Анкорндж, наиболее пострадавшего при этом землетрясении. Резкие содрогания корпуса продолжались в течение пяти минут. Особенно сильным был третий удар. Создалось впечатление, что судно на полном ходу село на мель. Вода вокруг судна вспенилась, море покрылось рябью и волнами. Аляскинская катастрофа была одной из самых трагических. Погибло более 200 человек. Тысячи людей остались без крова. Материальный ущерб составил четверть миллиарда долларов. По подсчетам ученых, за 10 минут, в течение которых продолжалось землетрясение, высвободилась энергия, в миллион раз превышающая энергию взрыва атомной бомбы, уничтожившей Хиросиму. Катастрофа усугубилась огромными волнами — цунами, вызванными подвижкой морского дна. Стоящие в гавани острова Кадьяк суда были выброшены морскими волнами на центральную улицу.
Подземные толчки, передающиеся с морского дна на поверхность океана, особенно ощутимы в районе эпицентра землетрясения. При силе 5—6 баллов они могут разрушить корпус, сорвать с фундаментов котлы и машины, вызвав тем самым кораблекрушение.