Землетрясения в море

Землетрясения в водеБывает, что и море «трясет». Имеются, например, достоверные сведения об обстоятельствах землетрясе­ния, происшедшего в 1889 году в Северной Атлантике. Находившееся в районе землетрясения судно Донна Эвелина, по рассказам экипажа, «трясло в течение по­лучаса». Когда судно прибыло в порт назначения, его вынуждены были поставить на ремонт.

Годом ранее в результате подводного землетрясе­ния в океане были разорваны три телеграфных кабеля, соединяющие Австралию с другими континентами. По­добный случай имел место и в 1929 году. От землетря­сения в океане масса донного грунта сорвалась со скло­нов подводных возвышенностей и с огромной скоростью понеслась по подводным долинам. В районе Ньюфаунд­ленда был поврежден трансатлантический кабель. Связь между Европой и Америкой была прервана. При этих землетрясениях потерпело аварии несколько су­дов.

Весной 1959 года произошло землетрясение под ки­лем советского парохода Кулу. На борту судна были 800 пассажиров и груз. Пароход находился примерно в 30 милях от мыса Шикунского (Камчатка), когда его внезапно стало трясти. При каждом ударе в дни­ще судно содрогалось от носа до кормы. На поверхно­сти моря, вздымались фонтаны. Всё вокруг покрылось кипящей пеной. Сквозь трехкилометровую толщу во­ды, со дна океана, судно ощутило грозное «дыхание» земли. На Пулу вышло из строя рулевое управление, отказал радиолокатор, магнитные компасы вылетели из нактоузов.

Подводное землетрясение испытал на себе в 1964 го­ду пассажирский теплоход М. Урицкий. Очевидцы так рассказывают об этом происшествии. Судно шло с ост­рова Шикотан в Южно-Курильск. Море было спокойно. Вдруг корпус судна затрясло. Особенно сильные толч­ки ощущались в машинном отделении. Казалось, что двигатель вот-вот разнесет. В этот момент судовая радиостанция приняла сообщение о сильном землетря­сении в районе Курильских островов. После свер­ил координаты судна и выяснилось, что теплоход нахо­дится недалеко от эпицентра подводного землетря­сения.

Несколько раньше происшествия с теплоходом М. Урицкий с борта китобазы Дальний Восток передали по радио на сейсмологическую станцию, что вблизи Алеутских островов судно испытало сильнейший тол­чок. Морякам показалось, будто судно ударилось о под­водную скалу. Однако никаких повреждений на ки­тобазе не было обнаружено.

Последствия землетрясения на Аляске в 1964 го­ду испытал на себе экипаж спасательного корабля Решительный. Эпицентр землетрясения находился в заливе Прис-Вильям. В это время Решительный был в открытом море, примерно в 250 милях от города Анкорндж, наиболее пострадавшего при этом земле­трясении. Резкие содрогания корпуса продолжались в течение пяти минут. Особенно сильным был тре­тий удар. Создалось впечатление, что судно на пол­ном ходу село на мель. Вода вокруг судна вспенилась, море покрылось рябью и волнами. Аляскинская ка­тастрофа была одной из самых трагических. Погибло более 200 человек. Тысячи людей остались без крова. Материальный ущерб составил четверть мил­лиарда долларов. По подсчетам ученых, за 10 минут, в течение которых продолжалось землетрясение, высво­бодилась энергия, в миллион раз превышающая энер­гию взрыва атомной бомбы, уничтожившей Хиро­симу. Катастрофа усугубилась огромными волнами — цунами, вызванными подвижкой морского дна. Стоя­щие в гавани острова Кадьяк суда были выброшены морскими волнами на центральную улицу.

Подземные толчки, передающиеся с морского дна на поверхность океана, особенно ощутимы в районе эпицентра землетрясения. При силе 5—6 баллов они могут разрушить корпус, сорвать с фундаментов котлы и машины, вызвав тем самым кораблекрушение.

5/5 - (1 голос)
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Загадки и тайны морей и океанов © 2011 - 2024 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх