- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Встречи и столкновения морских судов с китами и наблюдения за их поведением в подобных ситуациях опасны для судов, но они представляют научный и практический интерес.
Английские гидрографы, работавшие в 1962 году у побережья Земли Грэма, настолько часто подвергались опасности быть атакованными китами, что стали изыскивать способ отпугивания китов, плавающих в опасной близости от экспедиционного моторного бота.
Выяснилось, что киты не выносят высокочастотных звуков в пределах 15 000 — 60 000 герц, а это как раз те частоты, на которых может работать обычный судовой эхолот. Как только включали эхолот, вокруг бота не оставалось ни одного кита.
Известно, что природа наделила китов весьма совершенным аппаратом — эхолокатором. Он помогает киту находить пищу (скопления планктона), ориентироваться в полной темноте подводного царства. Послав звуковой сигнал и, получив обратно отраженную волну, киты определяют характер лежащих на их пути препятствий. Так, киты «узнают» скалы, косяки рыб, густые скопления мелких ракообразных. Неизвестно, однако, обнаруживает ли эхолокатор кита металлический корпус встречного корабля.
Некоторые особенности поведения китов и, в частности, их «шалости» при встречах с кораблями далеко не разгаданы. Почему киты нападают на корабли? Что это — игра или агрессия? Ученые ищут ответа.
Пытаясь оценить силу удара кита, Р. Гаун из Британского адмиралтейства произвел ряд экспериментов. Его выводы заставляют подумать о той опасности, которая угрожает судам, подвергающимся атакам китов. Гаун установил, что синий кит длиной 33 м и весом 120 т при плавании со скоростью 20 узлов должен развивать мощность не менее 320 л. с. Коэффициент полезного действия работы мускулов кита очень высок. Благодаря форме своего тела кит затрачивает очень мало энергии на преодоление сопротивления воды. Однако энергия удара при столкновении у него поистине колоссальна.