Киты идут на таран

Киты идут на таранСтояла полночь. Американская атомная подводная лодка Сидрэгон совершала свое первое морское пла­вание. Шли ходовые испытания, после которых лодка должна была вступить в строй действующих кораблей. На борту лодки, кроме экипажа, находилась сдаточная команда верфи и группа ученых. Была отработана большая часть программы испытаний. Корабль еще продолжал идти в надводном положении, но уже гото­вился к погружению. Ночная темнота исключала воз­можность визуального наблюдения, и командиру оста­валось полагаться только на приборы.

Мощность судового реактора была увеличена до предельной, когда внезапный удар потряс корабль от носа до кормы. У находившихся на мостике офицеров промелькнула мысль: катастрофа. И действительно, Сидрэгон попал в беду, хотя не успел пробыть в море и суток. Левый гребной винт начинал греметь, как только обороты достигали двух третей оборотов пол­ного хода. В надстройке по левому борту образова­лась вмятина. Когда на палубе в носовой части обна­ружили полосы ворвани с серо-черной кожей, то поняли, что атомная подводная лодка столкнулась с ки­том. Пришлось застопорить один из гребных двигате­лей. Корабль потерял ход. В аварийном состоянии лодка вернулась в гавань.

Вскоре после этого происшествия в американской прессе можно было прочесть сенсационные сообщения. «Новая атомная подводная лодка Сидрэгон во время своих первых ходовых испытаний налетела на кита. Ни один из электронных приборов, установленных на борту, не смог вовремя предупредить корабль и по­мешать столкновению с морским исполином. Радиоло­катор не обнаруживает китов. Гидролокатор бесполе­зен, когда лодка движется в надводном положении с большой скоростью».

Столкновения китов с морскими судами и даже нападения китов на суда случаются почти ежегодно. В марте 1963 года в Тихом океане три кита атакова­ли советский дизель-электроход Ярославль. Сначала киты шли параллельно курсу судна, затем внезапно ринулись на него и нанесли ряд ударов в кормовую часть. О силе этих ударов можно было судить по счет­чику лага, показавшему увеличение скорости с 15 до 16 узлов.

Хроникой морских происшествий зафиксирован ряд аварий, вызванных столкновением китов с судами. Одна из них произошла летом 1965 года с американ­ским пассажирским лайнером Маршгоза. Во время рейса, недалеко от Новой Зеландии, лайнер был ата­кован китом. Удары пришлись в кормовую оконеч­ность судна. Из-за серьезных повреждений пера руля рулевое устройство вышло из строя. Лайнер лишился управляемости, и капитан был вынужден обратиться за помощью к спасателям.

Известны случаи, когда киты таранили суда. Они пробивали обшивку корпуса, что создавало аварийную обстановку и иногда приводило к гибели судна и его экипажа.

Осенью 1965 года вблизи атлантического побе­режья Канады французский торпедный катер на пол­ном ходу столкнулся с китом. От удара в обшивке корпуса разошлись швы. Вода начала поступать в от­секи корабля, и он стал тонуть. Нуждаясь в немедлен­ной помощи, командир послал сигнал SOS. Любопытно, что кит, видимо, серьезно не пострадал. После таранного удара, развив огромную скорость, он ушел в океан.

В декабре 1957 года в Антарктике раненый каша­лот протаранил китобойное судно, в результате чего оно лишилось управления и хода. Подобный случай произошел в октябре 1965 года с китобойным судном Циклон, который в составе китобойной флотилии вел промысел в северной части Тихого океана. Обнаружив крупного кита, Циклон пошел на сближение. Прогре­мел выстрел гарпунной пушки. И тут разъяренный гигант длиной около 12 м сделал разворот и бросился на корабль. Сильный удар массивной головы пришелся в борт. Циклон лег на борт, и его палуба оказалась в воде. Таран был настолько мощный, что из строя вышли двигатели. Судно на буксире привели во Вла­дивосток.

В августе 1963 года, недалеко от норвежского острова Вейдхольмен, загарпуненный кит пошел в атаку на китобойное судно Дюрэй и потопил его. Ки­тобоям с трудом удалось покинуть тонущий корабль.

Подобные случаи имели место и в других районах Атлантики в период китобойных сезонов, причем боль­шой опасности, как правило, подвергались суда малых и средних размеров.

Конечно, и для китов столкновения с судами ино­гда оказывались роковыми.

В 1964 году был зарегистрирован случай столкно­вения крупнотоннажного (длиной 218 м) судна с 10-метровым китом. «Противником» морского исполина оказался английский пассажирский двухвинтовой лай­нер Ибериа. Встреча с китом произошла в океане в 180 милях северо-западнее порта Фримантл (Австра­лия). Пароход совершал свой обычный рейс и шел на полной скорости. Удар кита о корпус Иберии был весь­ма ощутим. Все судно затряслось. Создалось впечат­ление, что оно налетело на риф или скалу. Перепуган­ные пассажиры, столпившись на палубе, увидели на волнах, почти у самого борта, истекающего кровью кита. Для него это столкновение оказалось смертельным.

А вот другой пример. В январе 1965 года в Атлан­тике советский танкер Акшат встретился с китами. Вначале киты шли параллельно курсу танкера. Затем, как по команде, они развернулись и один за другим стали нырять под судно. Судно вздрагивало каждый раз, когда исполинские животные наталкивались на его металлическую обшивку. Киты резвились до тех пор, пока один из них не налетел на гребной винт. Силь­ный удар буквально распорол веретенообразное тело кита. Этот роковой удар был сразу воспринят стаей как предостережение. Киты мгновенно ушли в океан.

Случай с Жаком Ифом Кусто и его "Калипсо".

Интересная встреча произошла у экипажа экспе­диционного судна Калипсо, которым командовал известный французский океанолог Жак Кусто. Об этом рассказывает его спутник Джемс Даген.

«... -Неожиданно один из китов пересек наш курс. Сильнейший толчок. Калипсо наскочил на 50-тонную тушу. Лязгнул металл, рассыпалось вдребезги стекло двери штурманской рубки. Удар явно потряс кита. Он больше не нырял и не мог поспевать за стадом. Два кита приотстали и с двух сторон подпирали раненого, помогая ему плыть. Надев наушники гидролокатора, Кусто услышал тоненький мышиный писк, голос мо­гучего животного. В толще воды раздавался сигнал бедствия. И со всех концов морского царства на вы­ручку устремились киты.

Уже 27 великанов окружили раненого. Среди них неуклюже сновали два малыша — ни дать, ни взять дети, которые только что научились ходить. Один из них поплыл в сторону судна. Произошло новое столк­новение. Второй механик Рене Робино доложил: «Ле­вый двигатель вышел из строя!».

Вода позади судна окрасилась в красный цвет. Острые лопасти винта рассекли спину маленького кита. Напрягая все силы, детеныш догнал стадо. Не­которое время ему удавалось не отставать от старших. А в направлении Калипсо шел огромный самец, вожак стада. Возле самого борта он поднялся над водой на две трети своей длины. Казалось, кит встал на хвост. Вот блеснул его глаз, рассматривающий судно. Нако­нец, кит упал обратно в воду, подняв такую волну, что судно закачалось. Морской исполин пересек курс судна, ловко увернулся от удара и стал быстро уда­ляться. За ним пошли остальные, развив огромную скорость. Видимо, вожак решил, что детеныша все равно не спасти, и велел всему стаду уходить, пока не случилось новой беды».

Киты идут на таран
Оцените статью

Еще статьи:

Предупреждение аварий и катастроф
Танкер-теплоход Сере не захотел тонуть
Спасение судов после разлома
Бизнес на авариях
Столкновения кораблей в море. Факты
Причины опрокидывания судов
«Рекорды» лайнера Канберра. Начало
Мертвецы под парусами
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Загадки и тайны морей и океанов © 2011 - 2017 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх
Читайте ранее:
Бизнес на авариях
Бизнес на авариях

Авария английского грузопассажирского парохода Калпин Стар произошла при весьма загадочных об­стоятельствах. В июле 1960 года, в условиях благо­приятной погоды, следуя...

Закрыть