- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Статистический анализ выполнен на основании рассмотрения 162 случаев посадки кораблей на мель и действия штормов. Из 46 случаев аварий без гибельных последствий в книге рассмотрено 28. Перечень 116 случаев гибели кораблей от посадки на мель и действия штормов приведен в прил. 3, из них 24 случая с подробностями описаны в настоящей главе. Как это было принято для других видов аварий, случаи повреждений кораблей охватывают период около 50 лет, гибельные же случаи приведены за время с начала столетия.
Аварийная статистика по посадке кораблей на мель и действию на корабли штормов не очень богата. Тем не менее, некоторые количественные характеристики, особенно по гибельным случаям, которые были представлены в рассмотренных нами авариях и катастрофах, могут, как нам кажется, представить определенный интерес. С них мы и начнем.
Прежде всего надо сказать, что трудно иногда разделить аварийные происшествия, связанные с посадкой на мель и действием шторма, так как в ряде случаев эти события совмещаются и посадка на мель нередко происходит как раз в штормовую погоду, которая «помогает» кораблю сесть на мель. Именно поэтому они у нас рассматриваются в одной главе. Но если все же их попытаться разделить, то получается, что в рассмотренных случаях от «чистой» посадки на мель корабли погибли в 49% случаев, от «чисто» штормового воздействия — в 40% и от совместных воздействий — в 11%. Это разделение в какой-то мере условно, но оно может быть полезным, если учесть, что характер повреждений и причины гибели при этих воздействиях разные, так же как и различны причины самих аварий и возможные методы борьбы с ними (о чем будет речь впереди).
Среди погибших кораблей наибольшую долю занимают легкие корабли (43%), примерно равное соотношение (по 27%) приходится на броненосные и вспомогательные корабли, наконец, следуют боевые катера и минно-тральные корабли, на которые падает 3% случаев.
Случаи гибели кораблей от этих видов аварий имели место во флотах 16 стран. Относительная доля каждой из них: США — 34%, Англия — 30%, Франция — 10%, Япония — 4%, Италия и Германия — по 3%, остальные 10 стран — около 16%.