- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
В практике мореплавания довольно часты случаи, когда столкновения кораблей происходят не вследствие воздействия стихийных сил природы, а в результате незнания моряками свойств своих кораблей, несоблюдения элементарных правил совместного плавания и правил по предупреждению столкновений судов в море.
Катастрофа крейсера «Кюрасао» относится к такого рода случаям «в чистом виде».
В конце сентября — начале октября 1942 г. английский лайнер «Куин Мэри» (83 673 т, 31,6 уз, 314 м) совершал рейс из Нью-Йорка (США) в Клайд (Англия), имея на борту около 11 тысяч американских солдат. Основную часть пути он проделал самостоятельно и лишь заключительный этап должен был пройти в сопровождении английского крейсера «Кюрасао» (1917 г., 4290 т, 29 уз, 137,2 м).
Встреча лайнера с крейсером произошла 2 октября в 9 ч 00 мин у северного побережья Ирландии, после чего первый продолжал идти полным ходом, применяя противолодочный зигзаг. Крейсер занял место с правого борта судна. Пять часов совместного плавания в условиях ясной погоды и полной видимости при умеренном северо-западном ветре и сильном волнении моря прошли без осложнений.
Около 14 ч 00 мин лайнер лег на частный курс зигзага 106°, равный генеральному. Крейсер в тот момент находился справа на траверзе на расстоянии около 10 каб и шел параллельным курсом. В 14 ч 04 мин «Куин Мэри» начал поворот на следующий частный курс зигзага 131°. На «Кюрасао» на это не обратили внимания и лишь в 14 ч 10 мин, когда судно уже лежало на новом курсе, заметили, что оно быстро сближается с крейсером. Командир крейсера подал рулевому команду: «Право 15°!».