Подводные вулканы

Подводные вулканыЧто касается вулканической активности под тол­щей океанских вод, то она относится к довольно ча­стым явлениям природы. Как известно, часть вулканов находится на морском дне - это и есть подводные вулканы. Некоторые ныне «сухопут­ные» вулканы также начинали свою деятельность под водой, например, сицилийский вулкан Этна, знамени­тый Везувий и многие другие.

Трагическими оказались последствия извержения в океане вулкана Медзин-сё в 1952 году. Первое его извержение было зафиксировано 17 сентября. Вулкан находился примерно в 270 милях южнее Токио. Для изучения вулканической деятельности Медзин-сё и установления его точного местонахождения в море вы­шло несколько экспедиций. Первым в район изверже­ния прибыл корабль департамента морской безопасно­сти Японии. В океане обнаружили новый остров.

Он имел почти круглую форму и в диаметре не превы­шал 150 м. Над уровнем океана этот кусочек земли во­звышался почти на 30 м. Вулкан действовал в полную силу, выбрасывая на поверхность раскаленную лаву, огромные камни и пепел. Извержения следовали одно за другим с интервалами в несколько секунд. Со вре­менем промежутки между извержениями увеличива­лись, но при этом нарастала их интенсивность.

Прошло несколько дней, как вдруг в ночь на 22 сентября вулканический остров исчез. Но во все по­следующие дни сентября Медзин-сё продолжал бурно проявлять себя. Дважды, а то и трижды в сутки про­исходили извержения лавы.

Вулкан еще активно действовал, когда в этот район прибыли два японских судна. С учебного судна Синио Мару Токийского института рыболовства успели произвести фотографирование, замерить силу изверже­ний, происшедших 22 и 23 сентября, а также выпол­нить ряд других наблюдений. Все это время судно держалось на значительном расстоянии от Медзин-сё. Были приняты и другие меры предосторожности.

Второе судно Кайо Мару 5 японского гидрографи­ческого управления прибыло в район извержения 24 сентября. К этому времени с поверхности океана уже исчезли все следы вулканического острова. По-видимому, судно подошло слишком близко к вул­кану и стало жертвой очередного извержения. Кайо Мару 5 и его экипаж в составе двадцати двух моряков и семи ученых исчезли бесследно. О том, что судно погибло в результате вулканического извержения, го­ворят многие факты. В частности, доподлинно установ­лено, что в день катастрофы, в 12 часов 30 минут про­изошел один из самых мощных выбросов лавы.

Интенсивные поиски, судна, предпринятые властя­ми, вначале не дали результатов. Однако позднее были найдены обломки Кайо Мару 5, облепленные кусками пемзы, сходной по составу с той, которую выбрасывал вулкан Медзин-сё.

[youtube]73NN881-IFc[/youtube]

Особое место в летописи морских приключений за­нимает история, происшедшая в 1962 году в водах Антарктики с двумя южноафриканскими судами. Для одного из них, снабженческого корабля РСА, огненная вспышка под антарктическим льдом явилась спаси­тельной, для второго — гибельной. В течение 10 дней РСА находился в ледяных клещах. Опасность ока­заться раздавленным льдами нарастала. Экипаж соби­рался покинуть судно и высадиться на лед. Внезапно произошел взрыв. Со дна океана поднялась огненная лава. Ледяное поле раскололось. Подводный вулкан разрушил льды, и РСА оказался на чистой воде. Вы­брошенные вулканом на морскую поверхность куски пемзы забили подводные отверстия в корпусе. Никаких других бед корабль не испытал. Ни один из членов его экипажа не пострадал.

Второй южноафриканский корабль, который в это время пробивался на помощь к РСА, тоже оказался в зоне вулканической деятельности, почти у очага из­вержения и потерпел бедствие. Его экипаж должен был спасаться на шлюпках.

Еще одна опасность возникает при вулканических извержениях. Речь идет о вулканическом пепле, кото­рый, подобно густому туману, затрудняет судовожде­ние.

Два таких случая произошли в 1963 году.

Советский теплоход Грузия возвращался из Индо­незии к родным берегам. 17 мая судно шло Яванским морем, когда на острове Ява произошло извержение вулкана. На море стала интенсивно выпадать коричне­вая пемзовая пыль. Видимость резко ухудшилась. Ни­чего нельзя было разобрать на расстоянии менее 100 м. Как только моряки выходили на палубу, пыль забивала носоглотку, слепила глаза. Чтобы пыль не проникла внутрь помещений, пришлось задраить две­ри и иллюминаторы, отключить вентиляцию. К полу­дню наступила полная темнота. Капитан вынужден был сбавить ход и идти вперед с помощью радара. Вулканические осадки выпадали целый день. Слой пыли в некоторых местах палубы достигал 20 мм.

В другом случае вулканический пепел вулкана Крымского на Камчатке был перенесен ветром на 300 км и выпал над Тихим океаном. Пепловая туча пронеслась над Петропавловском-Камчатским. На один квадратный метр выпало около 200 г пепла. Позднее с пепловым облаком встретился теплоход Норильск. Это произошло в районе мыса Пираткова. Солнце скры­лось, видимость резко уменьшилась. На судно стала оседать сладковатая серая пыль. За короткое время она покрыла надстройки и палубу теплохода. В пепловом облаке Норильск шел около часа.

В арсенале природы еще немало необузданных сил. Они, по-прежнему, поражают воображение своей мощью и еще способны принести много бед морепла­вателям. Но человек не бессилен, как в старину, перед ними. Он все более вооружается знаниями, умением противостоять ударам стихий и с честью выходит по­бедителем из схватки с ними.

4.3/5 - (3 голоса)
Предыдущая статья: Следующая статья:
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Загадки и тайны морей и океанов © 2011 - 2024 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх