- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
В конце мая 1958 г. в 16 милях северо-западнее Перл-Харбор столкнулись два американских корабля — эсминец «Сильверстейн» (1945 г., 2100 т) с торпедной подводной лодкой «Стиклбэк» (тип «Балао» — модернизированный, 1944 г., 1550/2460 т). В результате столкновения «Стиклбэк» затонула на большой глубине. Каковы же были обстоятельства столкновения?
Оба корабля вышли из Перл-Харбора для проведения учений. Согласно программе учений, «Стиклбэк» должна была выпустить по эсминцу «торпеду», а тот, в свою очередь, нанести по лодке ответный «удар». После выпуска лодкой (на перископной глубине) торпеды «Сильверстейн» сделал поворот для выполнения своего задания — нанести ответный «удар». Командир лодки, заметив действия «противника», отдал команду: «Срочное погружение!» — одновременно приказав дать полный ход, чтобы срочно удалиться от эсминца. Но как раз в этот момент моторы все остановились и на лодке погас свет.
Из-за ошибочных действий электромеханической службы лодка оказалась без движения, и начала погружаться с дифферентом на нос настолько быстро, что вскоре могла приблизиться к критической глубине погружения. Меры, принятые командованием лодки к срочному всплытию, помогли, но тут возникла новая опасность — она стала быстро приближаться к поверхности, на сей раз с большим дифферентом на корму. Всякие попытки уменьшить дифферент на корму оказались безуспешными. Приближаясь к поверхности воды, лодка двигалась в направлении на «Сильверстейн», командование которого не имело ни малейшего представления о том, что творится на лодке. Но командир «Стиклбэка», наблюдая в перископ, понял, что в этой ситуации столкновение кораблей неизбежно, скомандовал: «Боевая тревога при угрозе столкновения!» Личный состав стал готовиться к эвакуации с лодки.
Неожиданно для себя «Сильверстейн» вскоре нанес удар по «Стиклбэку», который пришелся на водонепроницаемую переборку между носовым аккумуляторным отсеком и центральным постом. Эсминец врезался в корпус лодки и, оставаясь в пробоине, на некоторое время задержал ее затопление, что дало возможность спасти немало людей.
Лодка была пока на поверхности, но теперь с дифферентом на нос. Главная палуба в носу находилась у кромки воды и медленно погружалась. Люди с торпедного отсека поднимались через палубный люк; когда поднялся последний человек, люк закрыли, и нос погрузился в воду. Остальные члены экипажа вышли через другие люки. Затем люди постепенно перешли на «Сильверстейн». Лодка продолжала медленно погружаться.
Из Перл-Харбора вышел к месту аварии спасательный корабль. Другие корабли и суда направлялись из ближайших районов для оказания помощи тонущей лодке и людям.
В ходе аварии появилась идея перетянуть лодку на более мелкие глубины. Но это оказалось нереальным: на лодке не было воздуха для запуска дизелей, при столкновении была разрушена система воздуха высокого давления; лодка не имела своей электроэнергии. Таким образом, спасение оказалось невозможным, и лодка погибла на большой глубине.