- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
SOS! SOS! SOS! Как часто можно услышать этот сигнал в эфире? Еще в конце позапрошлого века число кораблекрушений ежегодно превышало тысячу (например, в 1894 году их было 1242). Теперь количество морских катастроф составляет весьма незначительный процент от числа и тоннажа судов мирового флота. На голубых просторах морей и океанов плавает около 45 000 судов тоннажем 100 и более брутто регистровых тонн. Их общий тоннаж превышает 180 млн. регистровых тонн. По данным английского классификационного общества — Регистра судоходства Ллойда — в 1966 году погибло 312 судов общим тоннажем более 820 000 рег. т. И хотя этот год был рекордным за послевоенный период, потери составили только 0,72% всех плавающих судов и 0,48% их тоннажу.
Статистикой Ллойда не учитываются десятки тысяч более мелких судов рыболовного флота и многочисленные суда малого водоизмещения, совершающие каботажные рейсы в прибрежных водах. В мире насчитывается около 12 миллионов туристских и прогулочных судов, парусных яхт, моторных катеров и ботов, среди которых отмечается более высокая аварийность. Однако если принять во внимание общее количество плавающих судов и отнести потери мирового судоходства ко всему числу благополучно совершенных рейсов, то окажется, что из всех видов транспорта — морской является одним из наиболее безопасных.
В капиталистическом мире аварии и гибель судов происходят еще по одной причине. Преднамеренные действия судоходных компаний, конкурентная борьба, аферы с целью получения высоких страховых премий не раз являлись причиной кораблекрушений и гибели людей. Бизнес на авариях занимает там далеко не последнее место.
Ллойд так классифицирует 312 случаев гибели судов (тоннажем в 100 и более рег. т.). В 1966 году погибли во время штормов 120 судов; затонули, оставленные командами — 82; сгорели — 55; погибли в результате столкновений — 42; по другим причинам погибло 9 судов; 4 судна пропали без вести. Большинство из этих жертв моря успело подать сигнал SOS, однако или помощь пришла слишком поздно или повреждения были очень велики, но спасти их не удалось.
Ливерпульская ассоциация страховщиков в 1967 году зафиксировала более 18 496 аварий морских судов крупного тоннажа (500 и более рег. т.). Из них 163 судна погибло. Большинство аварийных судов нуждалось в помощи. Многие послали в эфир сигнал SOS, получили своевременную помощь и благодаря этому остались на плаву.