- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Три точки — три тире — три точки... SOS! SOS! SOS! В них отчаяние, надежда, мольба о спасении. Этот международный призыв о помощи — закон для моряков. Где бы он ни раздался — каждый обязан ответить и немедленно спешить на помощь.
На протяжении всей истории мореплавания человек ведет упорную борьбу за живучесть судна, стремится предотвратить аварии и кораблекрушения. Однако морские трагедии не прекращаются. Они происходят в открытом море и в портах, у причалов во время погрузки и выгрузки, на верфях при постройке судов и во, время ремонта. Терпят бедствие новые корабли, только что начавшие свою морскую жизнь, попадают в аварии и корабли-ветераны, многие годы бороздившие океанские просторы. Гибнут малые и большие суда, одиночками и группами, а иногда и целыми флотилиями.
Многообразны причины кораблекрушений. Авария корабля может явиться следствием ошибки проектировщиков, низкого качества работ или дефектов конструкций, допущенных при строительстве судна, монтаже систем и устройств, при установке механизмов и оборудования. Случаются аварии и потому, что на судах применяют изделия или материалы, не пригодные для работы в тяжелых морских условиях. Иногда виновниками аварий бывают сами моряки, но чаще причиной катастроф являются непреодолимые силы стихии — штормы, ураганы, туманы, льды и т. п. Корабли терпят аварии и гибнут от пожаров и взрывов, столкновений и навалов, посадок на мели, рифы и другие подводные препятствия, вследствие потери мореходных качеств или нарушений прочности корпуса. При этом страдают и гибнут находящиеся на судах люди.
Неисправность судна, даже если она своевременно обнаружена, уже сама по себе опасное явление; порой требуются немалые затраты труда, времени и средств на устранение повреждений. Но неизмеримо больший ущерб приносят неожиданные аварии, застигающие моряков врасплох.
Большинство аварий происходит внезапно, но это не значит, что всякое происшествие возникает мгновенно. Зачастую аварийная обстановка в море назревает постепенно, хотя порой и скрытно. Во всяком случае имеются время и средства для того, чтобы предупредить аварию. Существуют и разрабатываются различные электронные системы обнаружения неисправностей. Особенно успешно такие системы применяются для предотвращения аварий энергетической установки судна. Звуковые и световые сигналы о неполадках в механизмах, расположенные на контрольном щите, указывают место и причину неисправности.
Одним из источников выявления причин аварий и средством их предотвращения является разбор и тщательное изучение аварийных случаев, происходящих с судами. Важные выводы дает и анализ аварийной статистики. Сведения о причинах аварий и гибели судов помогают при проектировании и строительстве новых и эксплуатации плавающих судов. Данные аварийной статистики позволяют принимать правильные конструктивные решения и тем самым исключать возможности аварий судов в будущем.