- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Цунами (так назвали их в Японии) возникают при подводных землетрясениях и извержениях вулканов, когда приходят в движение большие массы воды, образуя очень длинные, почти незаметные в открытом океане волны. С огромной скоростью — до 800 км/час (скорость реактивного воздушного лайнера) — они разбегаются во все стороны от места своего возникновения. У берегов скорость и длина волн резко уменьшаются, однако высота увеличивается во много раз. Но и этой уменьшенной скорости достаточно, чтобы вызвать массу бед. Цунами — грозное явление природы, они уносят тысячи человеческих жизней и причиняют огромный ущерб прибрежным районам. Тяжело страдает от цунами и судоходство.
Так, в 1737 году в Бенгальском заливе погибло 20 тысяч парусных судов и лодок и около 300 тысяч человек. Здесь не было войны. Была волна высотой 30 метров. Она-то и потопила целую армаду кораблей, унесла столько человеческих жизней.
В ноябре 1755 года португальская столица Лиссабон была почти полностью разрушена цунами: Сначала Атлантический океан отступил от берегов. На обнаженном дне акватории лиссабонской гавани, во многих случаях опрокинутыми на борт, оказались 300 больших военных кораблей и торговых судов. Внезапно со стороны океана донесся гул. Он быстро нарастал. Через мгновенье в бухту ворвалась гигантская волна, уничтожая все на своем пути. Суда и корабли, подхваченные цунами, подобно спичечным коробкам, были выброшены далеко на берег.
Наиболее крупные цунами возникают при землетрясениях в Тихом океане. Тридцать восемь раз гигантские волны опустошали Гавайи, четырнадцать раз совершали набеги на Курилы и Камчатку. Летом 1780 года при землетрясении в районе северной части Курильских островов и южной Камчатки судно Святая Наталия было сорвано с якорей и выброшено на остров Итуруп на расстояние 350 м от берега.
В 1889 году во время извержения вулкана Кракатау в Зондском проливе Индонезийского архипелага гигантская цунами высотой 35 м обрушилась на берег и погубила десятки тысяч человек. А сколько было разбито судов! Датскую канонерку волны подняли на десятиметровую высоту и выбросили на расстояние четырех километров от берега.
Через несколько лет после этого грозного события в Мексиканском заливе цунами был выброшен на остров Чандлер большой корабль Эбенгер. Он простоял на суше 12 лет. Новая цунами сняла корабль с острова и вернула его в море.
Пожалуй, больше всего «отличились» цунами в мае 1960 года во время чилийского землетрясения. Катастрофа вызвала огромные человеческие жертвы, а нанесенный материальный ущерб оценивается в миллиард долларов. Характерная черта чилийских цунами — их широкое продвижение в Тихом океане с сохранением большой разрушительной силы. Расстояние до Петропавловска — свыше 16 000 км они прошли за 20 часов 30 минут со средней скоростью 750—800 км/час.
[youtube]Npc0j2khkVA[/youtube]
По высоте волн, достигавшей 25 м, и протяженности береговой полосы, подвергшейся опустошению, чилийские цунами являются особенно памятными. Газеты в те дни пестрели заголовками: «Тысячи погибших», «Мертвые города и поселки», «Множество уничтоженных кораблей».
Первым проявлением цунами было отступление моря. Вот как описывается это явление в чилийских газетах:
«В следующее мгновенье внезапно заметили, что вода начала уходить от берегов, оставляя дно океана открытым более чем при самом большом отливе... После небольшого промежутка времени — от 15 до 30 минут — море вернулось, надвигаясь на берег гигантской волной...»
По сведениям газеты «Либерасьон», волны цунами, затопившие город Корраль, увлекли два крупнотоннажных судна: Сант-Яго и Карл Газербек. Суда несло по улицам города. Первое из них достигло гавани Вальпараисо. Только случайностью можно объяснить то обстоятельство, что во время этого «рейса» судно не разбилось. Что касается Карла Гавербека, то его судьба оказалась печальной: оно вскоре затонуло.
Цунами, ворвавшаяся в австралийский порт Сидней, образовала водоворот, причинивший большие повреждения стоявшим в гавани судам. Особенно пострадали небольшие корабли. Водовороты в бухтах, аварии и кораблекрушения были вызваны чилийским цунами также в портах Мексики и на калифорнийском побережье США. Десятки морских судов нашли здесь себе могилу.
У побережья Новой Зеландии волной были опрокинуты несколько крупнотоннажных пароходов и в их числе большой пассажирский паром, стоявший в гавани Окленда.
Япония — одна из наиболее страдающих от цунами стран. Сказались на ней и отголоски чилийского землетрясения. Чилийские цунами опустошили значительную часть острова Хоккайдо к югу от Кусиро и северное побережье острова Хонсю. Особенно пострадал остров Окинава — это было тяжелейшее из бедствий подобного рода за всю его историю. В местности Шогама на севере Японии все побережье было усеяно остатками судов, барж, лодок и рыбачьих парусников.
Цунами имели место и в последующие годы: в октябре 1963 года они захватили район Курильских островов. Тогда к берегу подошла трехметровая волна. Жители были предупреждены и укрылись на возвышенных местах, суда снялись с якорей и ушли в открытое море, где цунами уже не представляет серьезной опасности для судов.
В июне 1964 года сильное землетрясение и вызванные им волны нанесли огромный ущерб японскому городу Нингата. На берег были выброшены стоявшие в гавани корабли.
В октябре 1966 года мощные океанские волны, возникшие в южном полушарии в результате землетрясения у перуанских берегов, снова пересекли весь Тихий океан, перешли в северное полушарие и в ночь на 13 октября достигли Курильских островов. И снова рушились дома, гибли морские суда.