- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
В январе 1935 г. соединению английских линейных крейсеров «Худ» (1920 г., 46 000 т) и «Ринаун» (1916 г., 37 400 т) предстояло провести совместные учения с подводными лодками.
22 января, накануне дня выхода в море из бухты Ароса (северная Испания), флагман отдал приказ, по которому оба корабля должны были прийти в заданную точку. От места рандеву «Худу» следовало двигаться курсом 192°, а «Ринауну» — 254°. Затем в указанное время (около 11 часов) корабли должны были провести упражнение с зигзагами и по его завершении флагманский корабль «Худ» должен был следовать уже курсом 254°, а «Ринаун»—192°. После встречи курс был назначен 180°, скорость хода — 12 уз.
На следующий день все было выполнено в соответствии с заданием и упражнение было закончено по сигналу флагмана в 11 ч 35 минут. После завершения упражнения «Ринаун» должен был по плану вступить в кильватер «Худу», а затем всем соединением надо было лечь на намеченный курс 180°. В какой-то момент, как впоследствии докладывал командир «Ринауна», ему «показалось», что «Худ» уже лег на курс 180°, и поэтому он стал маневрировать так, чтобы стать флагману в кильватер. На самом же деле «Худ» шел еще курсом 254°, и поэтому маневры «Ринауна» в сложившейся ситуации способствовали незапланированному сближению кораблей.
Командир соединения, заметив (видимо, поздно), что крейсера опасно сближаются, обратил на это внимание командира «Худа» и поднял сигнал: «Строй кильватера, курс 254°, 12 уз.» В это время расстояние между кораблями было 7,5 каб. Сигнал запоздал, так как через 4 минуты, именно, в 12 ч 22 мин «Ринаун» уже успел врезаться в правую скулу «Худа».
Перед столкновением командир «Ринауна», находясь в 5,5 каб от «Худа», застопорил машины и положил право руля, а при расстоянии 2,5 каб дал «полный назад», чтобы избежать аварии. Со своей стороны, «Худ» сначала склонялся влево к курсу на юг и дал ход 15 уз, а затем, за 1 минуту до столкновения, положил право на борт и дал ход «полный вперед». Этими маневрами удар был несколько ослаблен, но инерция крупных кораблей была слишком велика, чтобы избежать столкновения.
В результате оба крейсера были повреждены. «Худ» получил повреждение одного из правых гребных винтов (на нем было четыре винта), броневого пояса и наружной обшивки. На «Ринауне» была значительно повреждена носовая часть корабля и отмечена трещина в форштевне. Для предварительной ликвидации повреждений оба крейсера зашли сначала в Гибралтар, а затем были направлены в Портсмут для производства полного ремонта, который продолжался на «Худе» около 1,5 месяца, а на «Ринауне» — более продолжительное время.
Эта авария получила довольно широкое освещение в военно-морской печати различных стран, так как столкновение таких крупных кораблей — явление весьма редкое.
Командир соединения и командиры кораблей были привлечены к судебной ответственности. Военно-морской суд, разбиравший обстоятельства столкновения, в своем решении оправдал флагмана и командира «Худа», а командира «Ринауна» присудил к отстранению от должности. Адмиралтейство же изменило решение суда и наказало обвиняемых: командиру соединения и командиру «Худа» было объявлено замечание, а командиру крейсера «Ринаун» — строгий выговор с оставлением в должности.