- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Японский миноносец «Томодуру» (1934 г., 527 т) почти сразу после его ввода в строй вышел 6 марта 1934 г. из Сасебо для участия в маневрах. Упражнения были завершены около 11 часов, когда на соединение кораблей, в составе которого находился «Томодуру», налетел шторм и все покрылось густым туманом, державшимся несколько дней. Только 12 марта, после того как туман рассеялся, выяснилось, что «Томодуру» пропал без вести. Но в тот же день его нашли плавающим в перевернутом состоянии. Крейсер «Татсута» взял миноносец на буксир ив этом же положении доставил в Сасебо, где установили, что на корабле погибло около 100 человек (из 113).
Официальное расследование показало, что причиной опрокидывания миноносца явилась низкая поперечная остойчивость корабля, недостаточная для штормовых условий плавания.
Случай с «Томодуру» был не только отдельным эпизодом с трагическими последствиями — он явился переломным моментом для всего японского флота 30-х годов.
Япония стремилась тогда свои надводные корабли проектировать так, чтобы в минимум водоизмещения вложить максимум вооружения. И на этом она сильно просчиталась, так как практически надводные корабли всех основных классов оказались с сильно заниженной остойчивостью. Сигналы о недостаточной остойчивости кораблей японского флота были и до случая с «Томодуру», но эпизод с этим миноносцем заставил японское командование пересмотреть кардинально нормы остойчивости своих кораблей.
Именно поэтому комиссии по расследованию катастрофы «Томодуру», в состав которой вошли крупнейшие японские адмиралы, было поручено после установления ею факта недостатка остойчивости миноносцев разработать новые требования к остойчивости не только этих кораблей, но и надводных кораблей других классов.
Требования были разработаны, утверждены соответствующими инстанциями, и на их основе были перепроектированы и переделаны многие надводные корабли японского флота тех лет.