- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Радиолюбитель Дэвис представил свой радиожурнал, в котором содержалась запись радиотелефонного сигнала MAYDAY (Мейдей), принятого 29 декабря 1962 года, в 19 часов 30 минут. Сигнал бедствия Мейдей, который передается по судовому радиотелефону, равнозначен сигналу SOS, посылаемому в эфир по радиотелеграфу. Текст этой записи гласил: «Вызов Мейдей с судна Ардгарри. Сообщаю о поражении молнией и о поиске укрытия от огромных и тяжелых волн, обрушившихся на судно».
Однако, когда сообщение Дэвиса начали проверять, то оказалось, что ни одна из береговых радиостанций, установленных на мысе Лендс-Энд, южной оконечности полуострова Корнуэлл, не подтвердила получения сигнала Мейдей, который по времени и месту мог быть хоть в какой-то мере связан с показаниями свидетеля.
Сопоставляя все обстоятельства, специалисты пришли к заключению о малой вероятности, чтобы на Лендс-Энде пропустили сигнал Мейдей, в то время как он был принят радиолюбителем.
Судебное разбирательство катастрофы Ардгарри состоялось в присутствии судебных экспертов по мореплаванию. Решение суда было оглашено в июле 1963 года. В нем констатируется, что Ардгарри сообщил свои позывные по требованию Береговой охраны, когда 29 декабря был замечен с их станции, расположенной у мыса Лизард.
В тот день на море был шторм в 7—8 баллов с направлением ост-норд-ост и был отлив с востока, продолжавшийся уже 5 часов. К вечеру погода ухудшилась. Сила шторма достигла 9—11 баллов, а направление ветра изменилось и стало восточным. Суд установил, как неоспоримый факт, что Ардгарри тщетно пытался связаться по радио с радиостанцией Лендс-Энда.
В суде было высказано также предположение, что на теплоходе произошел взрыв. Некоторые специалисты допускали, что взрыв мог явиться или следствием воспламенения паров метана, скопившихся в трюмах, загруженных углем, либо результатом столкновения с миной.
Однако возможность взрыва метана была отклонена экспертами, как явление невероятное. За тот короткий период времени, прошедший с момента погрузки угля в трюмы Ардгарри до потопления судна, количество метана в трюме было слишком малым, чтобы привести к взрыву такой силы, которая вызвала бы повреждения корпуса или вырвала стальные крышки люковых закрытий.
Мало вероятно также, что судно погибло, натолкнувшись на плавучую мину. Начиная с 1960 года, не было ни одного случая гибели судов из-за подрыва на минах. Район предполагаемой гибели Ардгарри является участком довольно интенсивного движения судов, и возможность появления здесь плавучей мины совершенно исключена.
Таким образом, случай гибели английского теплохода Ардгарри еще раз показал, что наличия некоторых вещественных доказательств и свидетельских показаний, если эти сведения не исходят от людей, находившихся в момент катастрофы на самом судне, еще недостаточно, чтобы раскрыть загадку пропавшего без вести судна.