- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Столкновение двух английских кораблей, о которых пойдет речь, произошло в 1953 г. во время маневров ВМС НАТО (под названием «Маринер») в 80 милях от побережья Исландии при следующих обстоятельствах.
В ночь на 29 сентября английская эскадра в составе 8 кораблей (1 линкор, 1 крейсер и 6 эсминцев) шла Датским проливом — между Гренландией и Исландией. В числе кораблей эскадры находились крейсер «Свифтшур» и эсминец «Дайамонд». Крейсер был постройки военного времени (вошел в строй в 1944 г.), и его полное водоизмещение составило 11 420 т, эсминец же вступил в строй в 1953 г., и его водоизмещение равнялось 3600 т. Гидрометеоусловия были удовлетворительными. Ночь была облачной, но видимость оставалась хорошей. Ветер северо-восточного направления; волнение моря небольшое. Корабли шли по-боевому, с затемненными огнями.
Около полуночи с КР «Свифтшур», шедшего головным, был передан на корабли сигнал: «Приготовиться к перемене курса». Спустя час была передана исполнительная команда, по которой ЭМ «Дайамонд» должен был сделать поворот влево, лечь на обратный курс и занять место по левому борту крейсера, в двух милях от него. Через некоторое время после этого сигнальщики на «Свифтшуре» заметили прямо по носу своего корабля, в расстоянии около одной мили, неосвещенный корабль, шедший наперерез курсу крейсера. Этим кораблем оказался ЭМ «Дайамонд», командир которого, получив исполнительную команду через час после предварительной, «забыл», куда ему следует поворачивать и, «посоветовавшись» со своими офицерами, решил повернуть вправо на 180°. Этот поворот привел к тому, что вскоре эсминец оказался под самым носом у крейсера.
Надо сказать, что на крейсере сразу отреагировали, командир эсминца получил приказ отворачивать влево, и на обоих кораблях были зажжены ходовые огни. Однако «Дайамонд» приказание не исполнил. Произошло столкновение кораблей, при этом «Дайамонд» нанес удар по правому борту крейсера в районе его ходового мостика.
При столкновении были сильно повреждены борт и надстройка крейсера, у эсминца была значительно повреждена носовая оконечность. Кроме того, в результате столкновения на крейсере возник пожар, продолжавшийся около часа и причинивший кораблю дополнительные повреждения. На крейсере было ранено около 40 матросов и офицеров, многие члены экипажа обгорели. Оба корабля были доставлены в Хваль-фиорд (Исландия) для предварительного ремонта, а затем — переведены в Англию, где их поставили в окончательный ремонт, который продолжался довольно длительное время.
При расследовании обстоятельств аварии свидетели показали, что в сложившейся ситуации командир эсминца совершенно растерялся и не мог принять какого-либо решения. Хотя с крейсера был передан сигнал сиреной дважды, означавший поворот влево, командиру эсминца «показалось», что сирена прозвучала лишь один раз, и он приказал повернуть вправо, что и привело к столкновению кораблей. На суде было установлено, что авария произошла целиком по вине командира эсминца, который, как указывалось в определении трибунала, был виновен в преступной халатности и пренебрежении своими обязанностями, чем поставил в исключительно опасное положение вверенный ему боевой корабль. Никаких «смягчающих обстоятельств» в этом случае не было найдено.