- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Необычайно любопытна история одного из последних изобретений в области подъема затонувших кораблей. Автор этого изобретения, уже испытанного на практике, — датский инженер Карл Кройер. Однако эта весьма оригинальная идея подъема судов впервые зародилась не у Кройера, а у знаменитого актера и режиссера мультипликационных фильмов Уолта Диснея. Герой одного из его фильмов поднимал затонувший корабль. Делал он это весьма забавным способом. Набрав в рот пластмассовые шарики для настольного тенниса, он нырял в море и проникнув внутрь затонувшего корабля, оставлял там свою ношу. Через некоторое время корабль, заполненный теннисными шариками, всплыл на поверхность.
Однажды этот фильм смотрел Карл Кройер. Сценка с теннисными шариками заинтересовала изобретателя. Конечно, не могло быть и речи о заполнении настоящих кораблей, покоящихся на морском дне, теннисными шариками. Кройер решил прибегнуть к помощи химии.
Тщательно и кропотливо он изучал, отбирал и испытывал различные синтетические материалы. Наконец, из множества полимеров изобретатель выбрал полистирол. Это вещество, будучи погруженным в воду, подогретую до определенной температуры, образует пенистую массу — стиропор, объем которой увеличивается в сорок раз по сравнению с первоначальной массой полистирола. После ряда опытов Кройер пришел к выводу, что достаточное количество полистирола, закачанное в корпус затопленного корабля, увеличит его плавучесть до такой степени, что он не только оторвется от грунта, но и всплывет на поверхность.
Идея Кройера была слишком оригинальна и поэтому не нашла сторонников среди специалистов. Отвергли предложение Кройера и руководители страховых компаний, а также владельцы судоподъемных и спасательных фирм, назвавших предложение изобретателя «детской забавой».
Так продолжалось до тех пор, пока не случилась очередная морская катастрофа.
В сентябре 1964 года в Персидском заливе, недалеко от входа в порт Кувейт, затонуло грузовое судно Алъ-Кувейт. Оно лежало на глубине 10 м на песчаном дне залива с креном почти в 87°.
Эта катастрофа очень взволновала местные власти. Речь шла не об ущербе, понесенном судовладельцем, частично покрытом страховой премией. В Кувейте поднялась настоящая паника, когда узнали о грузе, находящемся на судне: он состоял из 6000 овец! Так как город Кувейт снабжается опресненной питьевой водой по трубопроводу из залива, то 6000 овец, оказавшихся на дне залива, стали грозной опасностью для сотен тысяч жителей большого города и его окрестностей. Разложение овечьих туш в теплых водах залива вблизи портовой акватории и береговых пляжей грозило отравить воду и воздух, принести заразу в город. Нависла опасность эпидемии.
Кувейтские власти срочно направили судовладельцу в Копенгаген строгое предупреждение. Они требовали принять немедленные меры, поднять судно и отвести его на безопасное от города расстояние.
Владелец Алъ-Кувейта обратился к нескольким судоподъемным фирмам с предложением заключить контракт на подъем судна, но ни одна из фирм не гарантировала выполнения работ в таких сложных условиях.
В большинстве случаев подъем затонувших кораблей ведется традиционным способом. Под корпусом лежащего на дне моря судна водолазы промывают в грунте тоннели. В них заводят толстые тросы или стальные полосы («полотенца»). С обоих бортов судна затапливаются судоподъемные понтоны, к которым крепятся стропы. Затем мощные компрессоры продувают понтоны, и они всплывают, увлекая за собой судно. Иногда, кроме понтонов, воздух нагнетается в соответствующим образом подготовленные помещения судна. Так поднимали и поднимают сотни судов, от маленьких катеров до пассажирских лайнеров и огромных бронированных корпусов линкоров.
Для подъема Алъ-Кувейта можно было воспользоваться и другими способами. Например, взорвать судно под водой и затем плавучим краном вытащить отдельные его части на берег. Можно было бы разгрузить судно с помощью водолазов. Но все эти работы сложны, небезопасны, требуют огромных затрат и главное много времени. Подобные судоподъемные операции иногда длятся более года. В случае с Алъ-Кувейтом все они были неприемлемы.
Тогда-то Кройер и предложил проверить силу полистиролового порошка.
Реактивный воздушный лайнер доставил изобретателя в Кувейт. Самолетами и морским путем к месту катастрофы подвезли необходимое оборудование. Предприятия компании «Бадише анилин энд сода фабрик» срочно изготовили 200 т полистиролового порошка.
Предварительно рассчитали, что для отрыва Алъ-Кувейта от песчаного дна моря и придания ему положительной плавучести потребуется 150 т вспененной полистироловой массы — стиропора. Однако фактически для всей операции судоподъема потребовалось 70 т.
Вот как поднимали судно. С помощью мощного насоса, через металлическую трубу диаметром 100 мм в корпус судна нагнетали подготовленную массу, которая быстро заполняла его трюм и помещения. Действие стиропора не заставило себя долго ждать. Сначала корабль оторвался от своего ложа, затем над водой появился его правый борт. Дальнейшее было уже проще. Крен уменьшили, загрузив противоположный борт мешками с песком. Затем судно отбуксировали в безопасное место и разгрузили.
Теперь уже все признали простоту, дешевизну и эффективность нового метода судоподъема. И нет сомнения, что еще не раз сила полистироловой крупинки поможет человеку вернуть из морских глубин его корабли.
История про Аль Кувейт полностью украдена у Эйдельмана (если память не подводит) книга SOS «SOS. Рассказы о кораблекрушениях