Пароход «Нарва» пришел на помощь и сам погиб. Часть 3

Случаи с кораблями

Старший помощник с Леды заявил, что он видел оборванные лопари одной из пропавших без вести спасательных шлюпок Нарвы, а боцман с того же суд­на утверждал, что за Нарвой волочились оборванные лопари обеих шлюпок. Трагедия с Нарвой, как мы уже упоминали, свя­зана с другим событием, случившимся в эту же ночь. Речь идет о помощи, которую капитан Нарвы Реджи­нальд Перри пытался оказать терпевшему бедствие английскому теплоходу Босуорт.

Незадолго до гибели на Нарве приняли сигнал бед­ствия SOS, переданный по радиотелеграфу с англий­ского грузового теплохода Босуорт. Пароход Нарва от­кликнулся на призыв и, изменив курс, пошел на по­мощь Босуорту. Однако вскоре с Босуорта сообщили, что аварийные повреждения устранены собственными силами и в помощи судно больше не нуждается.

Такова ирония судьбы. Пароход Нарва с максималь­ной скоростью пошел на помощь терпевшему бедствие судну и вскоре после этого погиб со всем экипажем. В то же время теплоход Босуорт, который одно время нуждался в помощи, «остался в живых». Между тем в стремительном броске Нарвы к нахо­дившемуся в опасности судну и в том обстоятельстве, что судно до предела увеличило скорость в условиях встречной волны и штормовой погоды, эксперты увиде­ли одну из возможных причин гибели парохода и его команды.

Следует остановиться также на гипотезе одного из экспертов — старшего корабельного инженера Терри. Предположение, которое высказал Терри, основывалось на проведенном им эксперименте.

Кипы высушенной и химически обработанной дре­весной массы, аналогичной той, которой были заполнены трюмы Нарвы, погружались в воду. Они разбухали очень быстро и настолько увеличивались в объеме, что металлический контейнер через некоторое время раз­рывало. Отсюда Терри пришел к выводу, что носовой трюм Нарвы, заполненный таким грузом, вполне мог быть разорван подобно испытываемой емкости, как только в него попала вода. Достаточно точных объяснений причин попадания воды в трюм установить не уда­лось. Но как только вода оказалась в трюме, дальней­шие события зависели от скорости разбухания дре­весной массы и прочности корпусной конструкции судна.

Позднее, в 1963 году, гипотезу Терри подтвердил случай гибели в Босфоре греческого парохода Спартия, груженого кукурузой. Пароход Спартия, построенный в 1930 году, сел на мель, вода проникла в трюм, и раз­бухшие зерна кукурузы разорвали палубу судна, до­вершив его гибель.

Что касается парохода Нарва, то было ли судно разорвано разбухшими от воды кипами древесной мас­сы, разбилось ли от удара о встречное препятствие или погибло, идя на помощь другому судну, — это остается тайной. Но одно обстоятельство несомненно: пароход был в таком техническом состоянии, что лю­бая из причин, создавшая для Нарвы дополнительные нагрузки корпуса, могла стать гибельной.

Rate this post
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Загадки и тайны морей и океанов © 2011 - 2024 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх