- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Эжен Эйро, первый миссионер, прибывший на остров Пасхи, сообщал о том, что у островитян имеется собственная, самобытная система письма, причем распространена она достаточно широко. В 1864 г. Эйро писал: «Во всех домах есть деревянные дощечки или палки, покрытые какими-то иероглифическими знаками. Это фигуры неизвестных на острове животных; туземцы чертят их с помощью острых камней (обсидиан). Каждая фигура имеет свое название; но так как они делают такие дощечки в редких случаях, это заставляет меня думать, что знаки, — остатки древнего письма, — сохранились у них по обычаю, которому они следуют, не ища в нем смысла».
С крещением на остров Пасхи пришел «свет Христианской культуры», древние таблички были сожжены как «языческие» или надежно спрятаны от посторонних глаз.
Позже епископ Таити Жоссан заинтересовался письменностью островитян Пасхи и захотел исследовать ее. Ему в руки попало несколько деревянных табличек. Однако Жоссан «не увидел на них письмен, которые бы связывали отдельные понятия между собой». Ничего похожего на «неизвестных на острове животных» там тоже не было. Жоссан не нашел никаких убедительных доказательств того, что таблички и система письма относились к глубокой древности. Епископ сетует: «Если они и существовали, на что как будто указывает сообщение брата Эйро, можно лишь предполагать, что все они стали жертвой пламени. Сколь прискорбно, что до нас не дошла ни одна из древних дощечек! Те, которые я спас, явно относятся к более позднему времени, и я почти уверен, что они представляют собой лишь остатки письменности былой поры, ведь мы видим на них только то, что есть в природе этого маленького острова».
Надо заметить, что изучение древних систем письма, тем более отличных от привычной для нас буквенной системы, — занятие неблагодарное. Расшифровка иероглифических знаков подчас превращается в игру «что на что похоже». Так случилось и с дощечками острова Пасхи. Например, Жоссан увидел в одном из знаков изображение крысы. Тур Хейердал в том же самом иероглифе разглядел животное семейства кошачьих, похожего на ягуара. «Круглая голова со свирепо разинутой пастью, тонкая шея и сильно выгнутое туловище, опирающееся на длинные согнутые ноги» — все эти отмеченные путешественником признаки действительно соответствуют описанию больших кошек. На острове Пасхи никогда не водились кошачьи, поэтому Хейердал предположил, что такой иероглиф доказывает южноамериканские корни письменности островитян.Исследователь фон Хевеши «прочитал» тот же самый знак как «обезьяну», что дало ему основания связать письменность острова Пасхи с древнейшей цивилизацией, существовавшей около 5000 лет назад в долине реки Инд (Евразия, Индия).
Существует также мнение, что этот иероглиф обозначает человека.
За долгие годы наука так и не пришла к согласию по поводу правильной трактовки этого знака. А ведь речь идет всего лишь об одном единственном иероглифе! Что же говорить о системе письменности в целом!
Вполне закономерно возникает вопрос: действительно ли Эйро видел на дощечках «неизвестных на острове животных», или он просто неверно интерпретировал замысловатые значки.
На сегодняшний день попытки расшифровать письменность островитян Пасхи не приносит ощутимых плодов. По крайней мере, подобного рода исследования не помогают нам ответить на главный вопрос: был ли остров Пасхи частью большого тихоокеанского континента.
Впрочем, сам факт наличия самобытной письменности уже свидетельствует о многом.
История и лингвистика утверждают: возникновение письменности — верный признак зарождения государства. Единое некогда племя расслаивается на классы, общество структурируется, возникает необходимость регулярно и точно фиксировать факты, описывать происходящие события. Следовательно, если на острове Пасха есть самобытное письмо, значит там когда-то существовало государство — хотя бы в начальной стадии.
В 1913 г. Макмиллан Браун, исследуя острова Тихого океана, повстречался с племенем, проживающим на небольшом атолле Волеаи, в Микронезии, в противоположном от Пасхи конце Океании. Племя насчитывало всего 600 человек. Условия их жизни были крайне тяжелы: из-за частых тихоокеанских бурь приходилось постоянно вести борьбу за существование. Удивительно, но пять человек этого племени владели уникальной письменностью, ни похожей ни на одну из существующих систем. Странно было бы предположить, что создателем этого письма является кто-то из тех пяти человек. Конечно, бывали случаи, когда аборигены Северной и Западной Африки, а также Аляски изобретали свою письменность, но лишь после знакомства с европейским буквенным письмом, причем в новых значках угадывались элементы латиницы либо очертания предметов купли-продажи. Письмена же народа Волеаи были действительно уникальными. Браун был убежден: эту письменность создали представители большой, хорошо организованной общины, жители большого государства, которое некогда существовало в этой части Тихого океана.
Получалось, что на противоположных концах Океании жили два малочисленных народа, обладавшие самобытной письменностью, что указывает на существование у них цивилизации и государства. Может быть, Микронезия и остров Пасхи — последние «оазисы», где сохранились остатки погибшей высокоразвитой цивилизации — Пацифиды?