- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Катастрофы, происходящие при взаимодействии авианосцев с кораблями охранения, в иностранных флотах не единичны. После трагедий с эсминцами «Вояджер» — 1964 г. и «Фрэнк Э. Эванс» — 1969 г. новая трагедия постигла американский крейсер УРО «Белкнап» (1964 г., 7930 т.).
В конце 1975 г. проводились очередные боевые учения 6-го американского флота в Средиземном море. На 22 ноября было запланировано ночное боевое учение в районе итальянского побережья с участием авианосца «Джон Ф. Кеннеди» (1968 г., 80 700 т) и 6 кораблей охранения, во главе которых находился крейсер УРО «Белкнап». Целью учения была отработка взлетно-посадочных операций авианосца и обеспечивающих действий легких кораблей.
Близилась полночь, когда с полетной палубы «Кеннеди», находившегося в 70 милях к востоку от Сицилии, были катапультированы его реактивные истребители. После благополучного выпуска всех машин в воздух авианосец начал маневрировать с целью обеспечить нормальные условия для обратного приема самолетов на палубу. Этот обычный маневр «Кеннеди» проделывал множество раз. Корабли охранения должны были занимать свои позиции в соответствии с маневрами авианосца. Данные о, планируемом изменении курса «Кеннеди» передал на «Белкнап», находившийся по левому борту авианосца примерно в 1,6 мили от него.
«Белкнап» начал поворот вправо и стал быстро сближаться с авианосцем. Вскоре крейсер получил тяжелый удар в левый борт. При этом жесткая угловая палуба «Кеннеди», выступавшая далеко за линию основного его борта и расположенная на высоте около 18 м над поверхностью воды, пришлась на зону надстроек «Белкнапа». Разрушив почти все надпалубные конструкции крейсера, авианосец как бы нависал над ним своей угловой палубой. К тому же с авианосца на крейсер хлынули потоки авиатоплива и на обоих кораблях возникли пожары. На авианосце пожар был вскоре ликвидирован, на крейсере же он продолжался более 2,5 часов и сопровождался взрывами артснарядов 76-мм калибра зенитных автоматов. В результате «Белкнап» был сильно разрушен, потерял ход и вышел из строя. Развитию пожара на крейсере и значительному его разрушению способствовало то, что надстройки на нем (как и на других современных легких кораблях США) были выполнены из легких алюминиевых сплавов, обладающих сравнительно низкими прочностными и огнестойкими качествами. Крейсер отбуксировали в базу корабли ВМС США, которые также оказывали помощь в борьбе с пожаром и в спасании людей. Повреждения авианосца оказались незначительными: пострадала несколько взлетно-посадочная площадка палубы, и он продолжал участвовать в учениях.
В итоге катастрофы на крейсере погибло 6 человек, раненых было 47, из них 25 — тяжело. На авианосце погиб 1 человек. Однако печать США выражала недоумение по поводу того, что простой маневр двух кораблей, выполненный в обычных и сравнительно несложных условиях, закончился так трагически. К этому печать добавляет, что в течение ноября-декабря этого же года произошло, по меньшей мере, еще два столкновения кораблей ВМС США. 20 ноября в Северном море столкнулись АВ «Индепенденс» с транспортом ВМС США, а 17 декабря— универсальный десантный корабль «Иньчхонь» с танкером в Средиземном море.
Случаи столкновений указывают на то, что навигационное обеспечение плавания кораблей ВМС США имеет ряд существенных недостатков вплоть до последнего времени. И это несмотря на все усовершенствования навигационных, в частности радиолокационных, систем для предупреждения столкновения судов в море, которые предусмотрены на новейших кораблях американского флота.
Зомбо-ящик этот Белкнап