Джутовый пожар на пароходе «Бермуд»

Джутовый пожар на пароходе «Бермуд»Джутовые пожары, вспыхивающие при стоянке ко­рабля в порту, еще не самые опасные. Каким бы гроз­ным ни был пожар, участие в борьбе с огнем береговых и портовых пожарных команд помогает экипажу побе­дить огненную стихию. Иногда удается сохранить и часть груза. При пожаре у причала проще организовать спасение людей, эвакуацию на берег раненых и обож­женных.

Иначе складывается обстановка, когда джутовое за­рево вспыхивает на судне, находящемся в тысячах или сотнях миль от берега. Вся тяжесть катастрофы ло­жится на плечи моряков. Экипаж остается один на один с огнем.

Хотя джутовые пожары на судах в период плавания возникают гораздо реже, чем в портах, последствия их бывают трагическими.

Вот, например, что произошло на океанском паро­ходе Бермуда. Приняв в один из своих трюмов груз джута, а в смежные трюмы бакалейные и галантерей­ные товары, пароход отправился в дальнее плавание. Никто не обратил внимания на то, что погрузка судна в порту прошла с нарушением элементарнейших пра­вил. Наступали праздничные дни, и судовладелец и пор­товая администрация старались как можно скорее «вы­толкнуть» судно в море. Занятые своими личными делами, не проследили за погрузкой Бермуды ни ее ка­питан, ни вахтенные помощники. Вместо тщательной укладки кипы джута были в беспорядке свалены в трюм.

Уже в начале рейса пароход попал в зону жестоких штормов. Огромные волны обрушились на корабль. Они вызвали сильную бортовую качку.

На четвертый день после выхода из порта на судне заметили густой дым, выходящий из вентиляторов трю­ма с джутом. В действие была приведена система паротушения. Однако это не помогло. Открыть грузовой люк на Бермуде не решились, опасаясь усиления пожара. Тем временем от раскалившихся стальных переборок вспыхнули грузы в смежных трюмах.

Две стихии угрожали Бермуде: пожар, бушующий в трюмах, и жестокий шторм, обрушившийся на судно. Гибель парохода и его экипажа казалась неминуемой.

Но здесь произошло неожиданное — огонь и вода вступили в единоборство друг с другом. Под воздейст­вием высокой температуры люковые крышки грузовых трюмов разрушились, и волны, заливавшие палубу па­рохода, проникли внутрь металлического корпуса. Вода в трюмах все прибывала. Чем сильнее неистовствовал огонь, тем скорее разрушались водонепроницаемые закрытия, и тем больше воды попадало в трюмы. Бушую­щий океан принес на судно такое количество воды, что горящий груз был залит. Огонь был побежден волнами.

Но спасти пароход не удалось. Справившись с по­жаром, океан не оставил в покое Бермуду. Носовая часть потеряла плавучесть, и судно стало погружаться в морскую пучину. Моряки покинули гибнущий ко­рабль. Пароход затонул.

При расследовании обстоятельств гибели Бермуды было установлено, что груза было меньше, чем вмещал трюм. Неплотно уложенные кипы джута во время штор­ма и качки пришли в движение и вызвали искрение, приведшее к катастрофе.

Случай с океанским пароходом Бермуда поучителен во многих отношениях. Он показывает, что потенциаль­ная опасность катастрофы на судне с грузом джута воз­никает еще в порту, во время погрузочно-разгрузочных работ. Что же надо делать?

На этот вопрос мировая практика еще не дала сколько-нибудь четкого ответа и не предложила надежного средства. Большую роль в обеспечении пожарной безопасности корабля в море при перевозке на нем хлопка, зерна насыпью и в таре и т. д. играет вентиля­ция грузовых помещений. Трюмы, заполненные грузом, должны обслуживаться преимущественно вытяжной вентиляцией. Чехлы с вентиляторов рекомендуется сни­мать через два часа после восхода и надевать за один час до захода солнца. В ясную солнечную погоду можно открывать грузовые трюмы, снимая с люков по не­скольку лючин. В дождливые дни, во время снегопада, тумана и сплошной облачности вентиляторы должны быть закрыты чехлами.

Противопожарная защита морских судов при транс­портировке джута заключается главным образом в раз­работке способов упаковки, устранении причин возник­новения в трюмах взрывоопасных пылевоздушных сме­сей, а также в улучшении конструктивного устройства трюмов и противопожарного оборудования.

В соответствии с рекомендациями Международной конференции по охране человеческой жизни на море, Межправительственная морская консультативная орга­низация при ООН (ИМКО) создала комиссию, которая составила перечень опасных грузов с указанием спосо­бов их перевозки на морских линиях. Наличие перечня облегчит создание единых правил перевозки опасных грузов.

Джутовый пожар на пароходе «Бермуд»
Оцените статью

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Загадки и тайны морей и океанов © 2011 - 2018 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх