Курьезный подарок

Курьезный подарокМоре было зеркально гладким. Небольшое рыболов­ное судно вышло в море на ходовые испытания. При выходе из порта судно имело крен. После нескольких часов работы судового двигателя заметили, что крен увеличивается. Стремясь выровнять судно, сдаточная команда перекачала топливо с одного борта на другой. Но это не помогло. Судно прошло через равновесное положение, а затем легло на противоположный борт. Важнейшее мореходное качество судна — остойчи­вость — было явно неудовлетворительным. Испытания пришлось прервать и срочно возвращаться на верфь для устранения дефектов. Между тем на счету была каждая минута. Дело в том, что с этим судном связы­валась одна из политических акций Бонна по проник­новению на африканский континент. В данном случае это была Республика Того, которая до первой ми­ровой войны являлась колонией кайзеровской Гер­мании.

В 1960 году эта страна стала независимым государ­ством. Долгие годы колониализма оставили в эконо­мике страны тяжелый след. Молодая республика нуждалась в кредитах, в финансовой и материальной поддержке. Требовалась помощь и зарождающемуся рыболовному флоту. Вот почему правительство Того обратилось к ФРГ с просьбой оказать содействие в при­обретении двух старых рыболовных судов. В Бонне решили сделать широкий жест — вместо старых пода­рить два новых сейнера. Заказ па сумму 750 000 марок был передан фирме Курт Сакут.

Когда заложили киль первого сейнера, выяснилось, что постройка обойдется значительно дороже, чем пред­полагали вначале. Институт морского рыболовства ФРГ, по проекту которого должно было производиться оборудование и снаряжение судов, предусмотрел та­кое количество громоздких, тяжелых устройств и ме­ханизмов, что если бы ими загрузили суда, то они оказались бы сидящими в воде почти по палубу. А главное — все эти. устройства располагались высоко над палубой, что не могло не сказаться на остойчи­вости судов. Так, вместо одной мачты, как предусмат­ривалось в эскизном проекте, установили две. Ввиду того, что суда должны были работать в тропиках, по­требовалось установить рефрижераторное оборудова­ние, а так как нужного по размерам не оказалось, то решили монтировать оборудование, пригодное только для крупных рыболовных траулеров.

Во имя престижа Бонн распорядился ничего не жа­леть для «черных парней» из Того. Стремились «блес­нуть» щедростью и западногерманские фирмы. В об­щем подарок готовился дорогой и тяжеловесный.

Срок постройки судов был сжат до предела. Однако и его сократили. Верфь получила распоряжение закон­чить постройку первого судна на два месяца раньше установленного срока. Дело в том, что вручение по­дарка решили приурочить ко времени официальных торжеств, связанных с визитом в Того президента ФРГ Любке. Постройка сейнеров стала по меньшей мере во­просом государственного престижа.

Рабочие верфи совершили чудо. Первое судно Бер­лин после шести месяцев напряженной работы было готово для передачи его заказчику. Вот тут-то, во вре­мя сдаточных испытаний, один за другим стали вскры­ваться конструктивные недостатки скороспелого проек­та. В плохой остойчивости судна убедились уже в пе­риод ходовых испытаний. В полном грузу сейнер приобретал крен до 30°, что создавало опасность опро­кидывания. Тогда в нижнюю часть судна уложили чу­гунные чушки, так называемый мертвый балласт. Остойчивость судна улучшилась, но возникла резкая качка. Она неприятно действовала на команду, приво­дила к смещению незакрепленного оборудования и грузов. Часть балласта пришлось выбросить, а неко­торое оборудование сиять. Ряд других дефектов ока­зался не менее серьезным. Установленная на судне двухтонная лебедка поднимала груз весом не более од­ной тонны.

Постройка второго сейнера была прекращена. Что касается Берлина, то кое-как достроенный он вышел к берегам Африки. В море недостатки вскрылись в еще большей мере. Прежде всего это касалось мореходных качеств судна. Рассчитанный для плавания на корот­кой балтийской волне, в Атлантике сейнер ложился на борт с креном до 40°. Даже когда океан был спокоен временами образовывался такой крен, что по утверж­дению команды, «вареное яйцо само выкатывалось из тарелки».

Первый заход для ремонта пришлось сделать во французский порт Марлъ. Здесь устранили поврежде­ния электрооборудования. После двухнедельной стоян­ки судно продолжило рейс, однако уже через несколь­ко часов хода обнаружили поступление забортной во­ды в корпус. Течь увеличивалась, и Берлин снова был вынужден зайти в порт.

Непрерывные несчастья, преследующие сейнер, не­рвозность обстановки и ожидание аварии подорвали здоровье капитана. В Бресте его уложили в госпиталь с тяжелым сердечным заболеванием. Из ФРГ присла­ли другого капитана, который повел судно дальше. В течение последующего плавания тревога за безопас­ность судна и экипажа не уменьшалась. У финиша сейнер оказался на грани затопления. Насосы, кото­рыми в течение всего рейса откачивали воду из водотечного корпуса, внезапно отказали. Сейнер вновь был вынужден зайти в порт, чтобы устранить неполадки.

Серия аварий неотступно преследовала новое суд­но. В порт назначения — тоголезскую столицу Ломе — оно пришло через три недели после того, как ее поки­нул президент Любке, и сразу же было поставлено на ремонт. Торжества с вручением «подарка» не состоя­лись.

Эксплуатация подаренного судна также началась с аварии. В первом же плавании сломался гребной винт. Потом из строя вышла сетеподъемная лебедка. Один за другим отказывали в работе рыболовные ме­ханизмы. И каждый раз сейнер вынужден был воз­вращаться в порт для устранения дефектов.

Rate this post
Предыдущая статья: Следующая статья:
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Загадки и тайны морей и океанов © 2011 - 2024 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх