Операция спасения «воздух — море»

Операция спасения «воздух — море»Разнообразные и сложные задачи поручают сейчас вертолетам. Мы знаем вертолеты-строители, вертолеты-грузчики. Они перевозят людей, помогают геологам в экспедициях, трудятся в Арктике и Антарктике, ве­дут исследования атмосферы и облегчают труд моряков торгового и рыбопромыслового флотов.

Важнейшие качества вертолета — большая маневрен­ность и способность неподвижно зависать в воздухе — часто делают его единственным средством ведения по­исково-спасательных операций при различных авариях, особенно при спасении людей, терпящих бедствие на море. Вообще с появлением вертолета создались несо­измеримо большие возможности для проведения спаса­тельных операций «воздух — море». В настоящее время они обеспечивают такой размах спасательных операций, который ранее был немыслим при любой комбинации авиационных спасательных средств или при взаимо­действии самолетов с кораблями.

За последнее десятилетие вертолеты получили мас­совое применение в спасательных службах СССР, Англии, США, Японии и других стран, а также на ко­раблях и прибрежных спасательных станциях.

В настоящее время в спасательных службах опре­делились два направления в использовании вертолетов: участие в комбинированных операциях, когда верто­леты действуют совместно с кораблями и самолетами, и самостоятельный поиск и спасение людей в море, а так­же ценных грузов с судов, потерпевших аварию.

О размерах спасательных операций, осуществляе­мых с участием вертолетов, можно судить по данным, опубликованным в Англии. Так, в период с 1942 по 1962 год спасательными судами и вертолетами при со­вместных действиях было спасено в море около 10 ты­сяч человек. В 1963 году за небольшой отрезок вре­мени с мая по сентябрь при 447 выходах в море было спасено 200 человеческих жизней. Напомним, что коли­чество людей, спасенных к концу второй мировой войны союзными отрядами поисков и спасения, составило 13 269 человек, в том числе 8604 члена экипажей само­летов. Что касается самостоятельной работы англий­ских вертолетов в море, то цифры спасенных ими лю­дей и количество проведенных операций растет из года в год.

Так, в 1960 году вертолеты совершили 117 выле­тов по требованиям о помощи. В 1961 году число выле­тов на спасательные операции увеличилось до 223, а за первые 9 месяцев 1962 года вертолеты совершили 338 вылетов и, кроме того, 20 раз направлялись в море по ложным тревогам. При всех этих операциях оказыва­лась помощь судам, самолетам, а также отдельным ли­цам, которые находились в бедственном положении в прибрежной зоне. За 9 месяцев 1962 года английскими вертолетами было спасено 177 человек, а 90 человек получили различного рода помощь.

В 1961 году вертолетами был спасен экипаж англий­ского военного корабля, терпевшего бедствие во время урагана у Йоркширского побережья, а в 1962 году вертолеты участвовали в спасении людей при аварий­ной посадке на море американского воздушного лай­нера «Супер Констеллейшн», причем ими было спа­сено 17 человек.

Спасенный человек в сачке под вертолетом

Англия одна из первых стала использовать верто­леты при проведении спасательных операций и доби­лась при этом определенных успехов, которые обуслов­ливались использованием новых типов вертолетов, в частности вертолетов-гидропланов, и совершенство­ванием их спасательного снаряжения. Начиная с 1954 года, в Англии регулярно проводятся совместные тре­нировки моряков-спасателей и пилотов вертолетов по выполнению специальных операций и отработке функ­ций команд спасательных ботов и экипажей вертолетов.

Следует указать, что национальная служба спаса­тельных ботов и морские вертолеты-спасатели широко популяризируются в Англии, им посвящена даже спе­циальная почтовая марка с изображением вертолета, парящего над спасательным ботом.

Наряду с внедрением вертолетов-спасателей разви­вается и совершенствуется их материальная часть, осо­бенно спасательное оборудование и снаряжение. Не­сложно подать с вертолета конец или спустить трос жертве морской катастрофы, но не всегда человек, находящийся в воде или на аварийном судне, может им воспользоваться.

В течение многих лет почти единственным средст­вом подъема спасаемых людей на вертолет являлся строп. В этом случае один из членов команды верто­лета опускался на тросе на воду, закреплял вокруг талии спасаемого строп, после чего с помощью лебедки их втягивали на вертолет. Совершенно ясно, что подъ­ем человека на стропе посреди океана, после часов, а возможно и суток, проведенных в ожидании смер­ти, — очень тяжелое психическое испытание.

Совсем недавно у вертолетов появилось новое спа­сательное снаряжение — «сачок», состоящий из сетки, прикрепленной к трубчатой металлической раме. Са­чок опускается в море на тросе при помощи лебедки, установленной на вертолете. Выбирание сачка со спа­сенным моряком не представляет особого труда. Про­веденные в Англии испытания показали высокую надежность и эффективность сачка, который, как полагают, найдет широкое применение не только на вертолетах, но и на других видах спасателей при «вылавливании» из воды жертв морских катастроф.

Сачек для спасения человека

На некоторых вертолетах нашли применение спе­циально сконструированные носилки для подъема лю­дей: Эти носилки легко подымаются и устанавливают­ся внутри фюзеляжа. На них предусмотрены брезенто­вые бока, защищающие человека во время подъема. В особо тяжелых случаях с вертолета может опустить­ся врач для оказания первой помощи и руководства эвакуацией раненых.

Подъем спасаемого на вертолет значительно услож­няется, если он ранен, истощен или обессилен дли­тельным пребыванием в воде. Случай эвакуации с суд­на матроса, получившего тяжелые ожоги, имел место на либерийском танкере Уорлд Сплендер. В резуль­тате взрыва и пожара судно получило серьезные по­вреждения. Команда покидала горящий танкер на спа­сательных шлюпках и катерах, спущенных на воду с подошедших на помощь судов. Однако некоторые члены экипажа получили ранения и не могли пере­двигаться самостоятельно. К тому же, в результате затопления носовых отсеков, расположенных главным образом по одному борту, создался значительный крен судна и дифферент на нос, что затрудняло передвиже­ние по танкеру даже здоровых людей. И здесь неоцени­мой оказалась помощь вертолета. Он принимал обож­женных прямо с палубы танкера.

Операция спасения «воздух — море»
Оцените статью

Еще статьи:

Гибель маяков
Четвероногие спасатели
Загадочный случай с судном «Нотомар»
Опрокидывание грузового судна «Верао». Начало
Теплоход «Иоселин» затонул из-за смещения груза
Причины переломления судов на части. Окончание
Пароход «Нарва» пришел на помощь и сам погиб. Часть 3
Случай в Гудзоновом заливе. Окончание
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Загадки и тайны морей и океанов © 2011 - 2017 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх
Читайте ранее:
Как поднимали Алъ-Кувейт
Как поднимали Алъ-Кувейт

Необычайно любопытна история одного из послед­них изобретений в области подъема затонувших ко­раблей. Автор этого изобретения, уже испытанного на практике, —...

Закрыть