- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Мировая статистика свидетельствует, что при перевозке навалочных грузов (руд и рудных концентратов, угля, кокса и т. п.) суда терпят бедствия чаще, чем при перевозках других видов груза. Только за 10 лет, с 1955 по 1965 год, погибло около 150 крупнотоннажных судов, перевозящих навалочные грузы. Но, пожалуй, ни одно из них не проявляло столько упорства и нежелания тонуть, как это было в случае с пароходом Якоб Веролъм.
Подобно голландскому нефтерудовозу, плавал в опрокинутом состоянии американский танкер Дайна-фъюэл. Правда, судно держалось на воде не так долго. Во многом его затоплению способствовали ошибочные действия спасателей.
Катастрофа в море произошла в ноябре 1963 года. В заливе Баззардс у полуострова Кейп-Код американский танкер Дайнафъюэл столкнулся с норвежским грузовым теплоходом Фернвъю. При столкновении суда сцепились. На танкере вспыхнул пожар. Вскоре огонь перекинулся на теплоход. Спасатели локализировали пожар, но вместе с тем, не оценив размеров пробоины в корпусе танкера, они разъединили аварийные суда. Это была роковая ошибка. В период буксировки танкера в порт через пробоину в корпус Дайнафъюэла стала поступать вода. Танкер начал крениться и опрокинулся вверх килем. Судно осталось на плаву, но спасти его уже не смогли. Вновь взять судно на буксир никак не удавалось. Дайнафъюэл затонул на глубине 15 м недалеко от побережья штата Массачусетс (США).
Иногда происходит настоящее сражение с плавающими и угрожающими судоходству обломками судов.
Танкер Оклахома шел в балласте с пустыми грузовыми отсеками. При столкновении в море с другим судном он был разрезан пополам. Команде удалось спастись. Кормовая оконечность Оклахомы затонула почти мгновенно. Носовая часть со средней надстройкой и мостиком осталась на плаву.
Обломок Оклахомы не смог одолеть и разыгравшийся шторм. Когда закончился ураган, его вновь увидели на поверхности успокоившегося моря. Теперь он изменил свою окраску и силуэт: вместо шарового борта и белых надстроек над водой возвышалась окрашенная в зеленый цвет подводная часть. Шторм опрокинул обломок, и теперь он плавал вверх днищем.
Командир корабля Береговой охраны, в задачу которого входила очистка акватории от опасных предметов, плавающих на путях движения торговых судов, решил затопить оставшуюся часть Оклахомы, подорвав ее минами. Несколько черных шаров установили вокруг обломка. Произвели взрыв. Обломок Оклахомы сильно встряхнуло, он погрузился в океан и... вновь появился на поверхности. Теперь он еще больше выступал из воды.
Взрыв решили повторить, увеличив число мин. И вновь обломок не затонул. Еще дважды пытались потопить танкер, но безуспешно. Израсходовав весь минный запас, командир корабля приказал расстрелять полусудно из крупнокалиберной пушки. При первом же попадании 120-миллиметрового снаряда обломок перевернулся, вновь стал на ровный киль, и все Завидели его борта, палубу, надстройки и мостик. Правда теперь они были искорежены взрывами.
Минули сутки, прежде чем обломок наконец затонул. Без посторонних усилий он медленно оседал, заливаемый волнами океана. Но что удивительно: погружавшийся обломок все время оставался на ровном киле. Так гордо он и ушел в пучину.