Нефтерудовоз Якоб Веролъм тонуть передумал

Нефтерудовоз Якоб Верольм тонуть передумалДолго находясь в аварийном состоянии, не хотел тонуть и голландский крупнотоннажный нефтерудовоз Якоб Веролъм. В воскресенье, 22 января 1967 года, во время рейса из бразильского порта Виктория (штат Пернамбуку) в голландский порт Эймэйден на судне произошел взрыв котла. Как впоследствии свидетельст­вовали члены команды, буквально через несколько се­кунд раздался еще один мощный взрыв.

Капитан суд­на полагал, что в этот момент произошел взрыв ци­стерн с топливом. Огромный язык пламени взметнулся над палубой. Был убит один моряк. Несколько чело­век получили ранения и ожоги. Корпус судна оказался пробит в нескольких местах. Вода стала быстро запол­нять трюм и машинное отделение. Особенно много ее поступило в машинный отсек. Когда вода залила его до уровня ватерлинии, пожар на судне прекратился.

Якоб Веролъм получил крен на один борт, но остался на плаву.

Океан был на редкость спокоен. Тем не менее, ка­питан Крюгер принял решение оставить судно. Он при­казал передать в эфир сигнал бедствия, и все четыре судовые шлюпки, на которых разместился 41 человек экипажа, благополучно отвалили от аварийного паро­хода. Они оставались вблизи места катастрофы, ожи­дая пока прибудет помощь. Нефтерудовоз продолжал плавать. Крен его заметно увеличился, однако палуба все еще была над водой.

Сигнал SOS с Якоба Веролъма был принят американской базой на Азорских островах. В район аварии прилетел самолет. С него в море опустились два парашютиста-аквалангиста. В пакетах у них находились бинты и ме­дикаменты для оказания первой помощи раненым. Па­рашютистов подобрали в шлюпки.

Призыв о помощи был принят также польским лай­нером Баторий. Лайнер совершал туристский рейс на Тринидад, но капитан польского лайнера немедленно изменил курс, и судно полным ходом пошло на помощь терпящим бедствие. Обстановка в районе морской катастрофы почти не изменилась. Стоял штиль. Нефтерудовоз дрей­фовал в океане. Капитан Крюгер уже подумывал, не возвратиться ли команде на судно, когда внезапно крен Якоба Веролъма резко увеличился. Как считают, в этот момент большая масса руды в трюмах пересыпалась на один борт. Судно палубой черпнуло воду. Еще через мгновенье нефтерудовоз опрокинулся вверх килем. Это произошло примерно в 80 милях западнее Канарских островов.

Когда польский лайнер прибыл на место катастро­фы, в океане плавало опрокинутое вверх килем судно и четыре шлюпки с людьми. Спасательная операция проводилась весьма организованно и продолжалась три часа. Шлюпки по очереди подходили к борту лайнера и на него сначала приняли людей, а затем подняли все шлюпки. Польские моряки спасли всю команду и двух американских парашютистов. Была оказана немедлен­ная помощь раненым. Доставив спасенных в Лас-Пальмас, Баторий продолжил свой рейс.

Голландский пароход оказался живучим. Шли дни, а судно не тонуло. Вскоре его вынесло в район основ­ной атлантической судоходной трассы Европа — Аме­рика. Судоходство здесь весьма интенсивное, суда дви­жутся днем и ночью, и надо было срочно решить, что делать с дрейфующим нефтерудовозом.

Пароход Якоб Веролъм, построенный в 1957 году, был крупнотоннажным судном. Его главные размерения: длина 193 м, ширина более 25 м, осадка 9,2 м. Паро­турбинная установка мощностью 13 750 л. с. обеспечи­вала судну скорость 16 узлов.

Владелец нефтерудовоза, голландская компания «Нидерландше Эрст Танкере Маатсхапай» (Роттердам), решил спасти судно. Пароход намеревались отвести в безопасное место и поставить на ровный киль. Пола­гали, что в случае больших повреждений и нецелесо­образности ремонта судно можно будет продать на слом. Ближайший порт, куда решили буксировать оп­рокинутый нефтерудовоз, находился на Канарских островах, примерно в 100 милях от района, где в это время дрейфовал Якоб Веролъм.

Вначале буксировочную операцию намеревались осуществить западногерманские спасатели. С буксир­ного судна Фальк в течение многих часов они пыта­лись подать и закрепить буксирный трос на днище нефтерудовоза. Однако их усилия оказались тщетными. В конце концов они отказались от выполнения работ и покинули район операции. Тогда к спасению при­ступил экипаж мощного голландского буксира "Зварте See". Голландцам удалось «заарканить» опрокинутый нефтерудовоз и благополучно отбуксировать его на мелководье. Судно подверглось детальному осмотру. Были установлены огромные повреждения корпуса, большие разрушения в машинном отделении, а также потеря почти всего груза — руды, которая высыпалась в океан.

Заключение специалистов оказалось кратким: со­стояние Якоба Веролъма таково, что ремонт его неце­лесообразен. Не окупались также затраты, связанные с буксировкой судна на базу, где имеется специальное предприятие по разделке судов на металлолом. Нефтерудовоз решили затопить. Как это ни парадоксально, погребение судна было поручено произвести тем же спасателям. Якоб Веролъм вновь повели в океан. Шли дни, а опрокинутый пароход не тонул. Судно упорно бо­ролось за жизнь. Надвигался шторм. Чтобы покон­чить с «голландцем», его решили взорвать с по­мощью тротиловых шашек. Якоб Веролъм был погре­бен в Атлантике на тридцатые сутки после своего опрокидывания.

5/5 - (1 голос)
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Загадки и тайны морей и океанов © 2011 - 2024 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх