Наиболее разрушительные цунами. Факты

Наиболее разрушительные цунамиЦунами (так назвали их в Японии) возникают при подводных землетрясениях и извержениях вулканов, когда приходят в движение большие массы воды, обра­зуя очень длинные, почти незаметные в открытом океане волны. С огромной скоростью — до 800 км/час (скорость реактивного воздушного лайнера) — они раз­бегаются во все стороны от места своего возникнове­ния. У берегов скорость и длина волн резко умень­шаются, однако высота увеличивается во много раз. Но и этой уменьшенной скорости достаточно, чтобы вызвать массу бед. Цунами — грозное явление при­роды,   они   уносят  тысячи  человеческих  жизней  и причиняют огромный ущерб прибрежным районам. Тя­жело страдает от цунами и судоходство.

Цунами. Летопись наиболее разрушительных случаев.

Так, в 1737 году в Бенгальском заливе погибло 20 тысяч парусных судов и лодок и около 300 тысяч человек. Здесь не было войны. Была волна высотой 30 метров. Она-то и потопила целую армаду кораблей, унесла столько человеческих жизней.

В ноябре 1755 года португальская столица Лисса­бон была почти полностью разрушена цунами: Сначала Атлантический океан отступил от берегов. На обнажен­ном дне акватории лиссабонской гавани, во многих случаях опрокинутыми на борт, оказались 300 больших военных кораблей и торговых судов. Внезапно со сто­роны океана донесся гул. Он быстро нарастал. Через мгновенье в бухту ворвалась гигантская волна, уничто­жая все на своем пути. Суда и корабли, подхваченные цунами, подобно спичечным коробкам, были выбро­шены далеко на берег.

Наиболее крупные цунами возникают при земле­трясениях в Тихом океане. Тридцать восемь раз ги­гантские волны опустошали Гавайи, четырнадцать раз совершали набеги на Курилы и Камчатку. Летом 1780 года при землетрясении в районе северной части Курильских островов и южной Камчатки судно Свя­тая Наталия было сорвано с якорей и выброшено на остров Итуруп на расстояние 350 м от берега.

В 1889 году во время извержения вулкана Крака­тау в Зондском проливе Индонезийского архипелага гигантская цунами высотой 35 м обрушилась на берег и погубила десятки тысяч человек. А сколько было разбито судов! Датскую канонерку волны подняли на десятиметровую высоту и выбросили на расстояние четырех километров от берега.

Через несколько лет после этого грозного события в Мексиканском заливе цунами был выброшен на остров Чандлер большой корабль Эбенгер. Он простоял на суше 12 лет. Новая цунами сняла корабль с остро­ва и вернула его в море.

Пожалуй, больше всего «отличились» цунами в мае 1960 года во время чилийского землетрясения. Ка­тастрофа вызвала огромные человеческие жертвы, а нанесенный материальный ущерб оценивается в мил­лиард долларов. Характерная черта чилийских цуна­ми — их широкое продвижение в Тихом океане с со­хранением большой разрушительной силы. Расстояние до Петропавловска — свыше 16 000 км они прошли за 20 часов 30 минут со средней скоростью 750—800 км/час.

По высоте волн, достигавшей 25 м, и протяжен­ности береговой полосы, подвергшейся опустошению, чилийские цунами являются особенно памятными. Газеты в те дни пестрели заголовками: «Тысячи погибших», «Мертвые города и поселки», «Множество уничтоженных кораблей».

Первым проявлением цунами было отступление моря. Вот как описывается это явление в чилийских газетах:

«В следующее мгновенье внезапно заметили, что вода начала уходить от берегов, оставляя дно океана открытым более чем при самом большом отливе... Пос­ле небольшого промежутка времени — от 15 до 30 ми­нут — море вернулось, надвигаясь на берег гигантской волной...»

По сведениям газеты «Либерасьон», волны цунами, затопившие город Корраль, увлекли два крупнотон­нажных судна: Сант-Яго и Карл Газербек. Суда несло по улицам города. Первое из них достигло гавани Вальпараисо. Только случайностью можно объяснить то обстоятельство, что во время этого «рейса» судно не разбилось. Что касается Карла Гавербека, то его судьба оказалась печальной: оно вскоре затонуло.

Цунами, ворвавшаяся в австралийский порт Сид­ней, образовала водоворот, причинивший большие по­вреждения стоявшим в гавани судам. Особенно по­страдали небольшие корабли. Водовороты в бухтах, аварии и кораблекрушения были вызваны чилийским цунами также в портах Мексики и на калифорнийском побережье США. Десятки морских судов нашли здесь себе могилу.

У побережья Новой Зеландии волной были опроки­нуты несколько крупнотоннажных пароходов и в их числе большой пассажирский паром, стоявший в га­вани Окленда.

Япония — одна из наиболее страдающих от цунами стран. Сказались на ней и отголоски чилийского земле­трясения. Чилийские цунами опустошили значитель­ную часть острова Хоккайдо к югу от Кусиро и север­ное побережье острова Хонсю. Особенно пострадал остров Окинава — это было тяжелейшее из бедствий подобного рода за всю его историю. В местности Шогама на севере Японии все побережье было усеяно остатками судов, барж, лодок и рыбачьих парусников.

Цунами имели место и в последующие годы: в ок­тябре 1963 года они захватили район Курильских островов. Тогда к берегу подошла трехметровая волна. Жители были предупреждены и укрылись на возвы­шенных местах, суда снялись с якорей и ушли в от­крытое море, где цунами уже не представляет серьез­ной опасности для судов.

В июне 1964 года сильное землетрясение и вызван­ные им волны нанесли огромный ущерб японскому городу Нингата. На берег были выброшены стоявшие в гавани корабли.

В октябре 1966 года мощные океанские волны, воз­никшие в южном полушарии в результате землетрясе­ния у перуанских берегов, снова пересекли весь Ти­хий океан, перешли в северное полушарие и в ночь на 13 октября достигли Курильских островов. И снова ру­шились дома, гибли морские суда.

Наиболее разрушительные цунами. Факты
Оцените статью

Еще статьи:

Приключения океанского парохода «Клан Алпайн»
Два неординарных происшествия с судами
Траулер «Бургомистр Шмидт» примерз к айсбергу
Опрокидывание теплохода Сондит
Опрокидывание земснаряда «Финалмарин». Окончание
Столкновение теплохода «Ханс Хедтофт» с айсбергом. Конец
Гибель крейсера «Кюрасао» при столкновении с лайнером «Куин Мэри». Часть 2
Гибель крейсера «Кюрасао» при столкновении с лайнером «Куин Мэри». Часть 4
Предыдущая статья: Следующая статья:
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Загадки и тайны морей и океанов © 2011 - 2017 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх
Читайте ранее:
Землетрясения в море
Землетрясения в море

Бывает, что и море «трясет». Имеются, например, достоверные сведения об обстоятельствах землетрясе­ния, происшедшего в 1889 году в Северной Атлантике. Находившееся...

Закрыть