- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Труд моряка всегда был и будет связан с опасностью и риском. Море — могучая стихия, его сила подчас непреодолима. Рассказанная нами трагедия рыбацкого поселка Эймут — одна из тысяч ей подобных в древней истории борьбы человека с морем. Но если в старину он был поистине беззащитен перед его мощью, то теперь благодаря техническим достижениям девятнадцатого и особенно двадцатого веков человек выходит победителем там, где всего сто лет назад он был обречен на неминуемую гибель. Теперь становится все меньше таких морских аварий и катастроф на море, которые можно было бы отнести на счет непреодолимых сил морской стихии. Ошибки проектировщиков, дефекты конструкции, механизмов и оборудования, просчет судоводителя — вот основные причины драматических событий на море.
Но есть еще одна — страшная причина гибели людей — безответственность судовладельческих компаний, которые в погоне за прибылью не выполняют самых элементарных правил безопасности по охране человеческой жизни на море. Именно по этой причине в 1968 году только за неполные три недели в Северной Атлантике затонули три английских рыболовных траулера. Погибли 59 человек.
10 января 1968 года от пристани города Гулля вышел на промысел к берегам Норвегии траулер Сэнт Романус, и больше о нем ничего не было слышно. Другой траулер — тоже из Гулля — Перидот находился у берегов Исландии. Последний сигнал с него был получен 27 января. На каждом траулере было 20 моряков.
4 февраля власти сообщили о прекращении поисков этих траулеров...
Председатель ассоциации владельцев траулеров хладнокровно заявил: «На море всегда были и будут несчастные случаи».
Это разъяснение не удовлетворило английскую общественность. Она потребовала расследования причин гибели траулеров и тех условий, в которых работают моряки. Выяснилось, что в Гулле, откуда выходят в море многие траулеры, господствуют порядки, существовавшие 100 и 200 лет назад. Компании, владеющие судами, безжалостно эксплуатируют рыбаков. Рыбаки идут на любой риск и опасности, лишь бы заработать деньги на содержание семьи.
Траулеры, как правило, настолько стары, что их опасно выпускать в море. На кораблях отсутствуют какие-либо средства, обеспечивающие безопасность труда.
На борту Сэнт Романуса не было радиста, и поэтому рыбаки не могли воспользоваться последней надеждой терпящих бедствие — послать сигнал SOS.
Компания Хэмлиигс, которой принадлежал траулер, решила сэкономить на одном человеке, послав 20 моряков на гибель. Год назад та же компания направила в море траулер Сэнт Финбар без электромонтера. Судно загорелось, погибло 12 человек.
Компания Хэмлиигс и другая — Хельер Бразерс, которой принадлежал траулер Перидот, приспустили флаги на своих конторах в Гулле в знак траура.
«40 человек погибли, — сказал представитель профсоюза транспортных и неквалифицированных рабочих Мик Нив, — и вот все, что сделали судовладельцы: приспущенный флаг».
Однако гнев против владельцев траулеров нарастал. 300 женщин портового района Гулля устроили бурную демонстрацию на пристани и собрали 3 тысячи подписей под петицией с требованием расследования. Они настаивали на пересмотре системы оплаты труда моряков, требовали регулярного технического осмотра траулеров, необходимых запасных частей для починки судна в море и обязательного наличия на борту радиста.
...Прошел еще один день, и радио оповестило, что у берегов Исландии погиб еще один траулер — Росс Кливленд, также вышедший из порта Гулля. В команде было 19 человек.
Тонущий траулер успел передать последнюю радиограмму: «Мы гибнем. Судно опрокидывается. Передайте нашу любовь женам и семьям...».