- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Стояла полночь. Американская атомная подводная лодка Сидрэгон совершала свое первое морское плавание. Шли ходовые испытания, после которых лодка должна была вступить в строй действующих кораблей. На борту лодки, кроме экипажа, находилась сдаточная команда верфи и группа ученых. Была отработана большая часть программы испытаний. Корабль еще продолжал идти в надводном положении, но уже готовился к погружению. Ночная темнота исключала возможность визуального наблюдения, и командиру оставалось полагаться только на приборы.
Мощность судового реактора была увеличена до предельной, когда внезапный удар потряс корабль от носа до кормы. У находившихся на мостике офицеров промелькнула мысль: катастрофа. И действительно, Сидрэгон попал в беду, хотя не успел пробыть в море и суток. Левый гребной винт начинал греметь, как только обороты достигали двух третей оборотов полного хода. В надстройке по левому борту образовалась вмятина. Когда на палубе в носовой части обнаружили полосы ворвани с серо-черной кожей, то поняли, что атомная подводная лодка столкнулась с китом. Пришлось застопорить один из гребных двигателей. Корабль потерял ход. В аварийном состоянии лодка вернулась в гавань.
Вскоре после этого происшествия в американской прессе можно было прочесть сенсационные сообщения. «Новая атомная подводная лодка Сидрэгон во время своих первых ходовых испытаний налетела на кита. Ни один из электронных приборов, установленных на борту, не смог вовремя предупредить корабль и помешать столкновению с морским исполином. Радиолокатор не обнаруживает китов. Гидролокатор бесполезен, когда лодка движется в надводном положении с большой скоростью».
Столкновения китов с морскими судами и даже нападения китов на суда случаются почти ежегодно. В марте 1963 года в Тихом океане три кита атаковали советский дизель-электроход Ярославль. Сначала киты шли параллельно курсу судна, затем внезапно ринулись на него и нанесли ряд ударов в кормовую часть. О силе этих ударов можно было судить по счетчику лага, показавшему увеличение скорости с 15 до 16 узлов.
[youtube]v8d3V9u5cQ4[/youtube]
Хроникой морских происшествий зафиксирован ряд аварий, вызванных столкновением китов с судами. Одна из них произошла летом 1965 года с американским пассажирским лайнером Маршгоза. Во время рейса, недалеко от Новой Зеландии, лайнер был атакован китом. Удары пришлись в кормовую оконечность судна. Из-за серьезных повреждений пера руля рулевое устройство вышло из строя. Лайнер лишился управляемости, и капитан был вынужден обратиться за помощью к спасателям.
Известны случаи, когда киты таранили суда. Они пробивали обшивку корпуса, что создавало аварийную обстановку и иногда приводило к гибели судна и его экипажа.
Осенью 1965 года вблизи атлантического побережья Канады французский торпедный катер на полном ходу столкнулся с китом. От удара в обшивке корпуса разошлись швы. Вода начала поступать в отсеки корабля, и он стал тонуть. Нуждаясь в немедленной помощи, командир послал сигнал SOS. Любопытно, что кит, видимо, серьезно не пострадал. После таранного удара, развив огромную скорость, он ушел в океан.
В декабре 1957 года в Антарктике раненый кашалот протаранил китобойное судно, в результате чего оно лишилось управления и хода. Подобный случай произошел в октябре 1965 года с китобойным судном Циклон, который в составе китобойной флотилии вел промысел в северной части Тихого океана. Обнаружив крупного кита, Циклон пошел на сближение. Прогремел выстрел гарпунной пушки. И тут разъяренный гигант длиной около 12 м сделал разворот и бросился на корабль. Сильный удар массивной головы пришелся в борт. Циклон лег на борт, и его палуба оказалась в воде. Таран был настолько мощный, что из строя вышли двигатели. Судно на буксире привели во Владивосток.
В августе 1963 года, недалеко от норвежского острова Вейдхольмен, загарпуненный кит пошел в атаку на китобойное судно Дюрэй и потопил его. Китобоям с трудом удалось покинуть тонущий корабль.
Подобные случаи имели место и в других районах Атлантики в период китобойных сезонов, причем большой опасности, как правило, подвергались суда малых и средних размеров.
Конечно, и для китов столкновения с судами иногда оказывались роковыми.
В 1964 году был зарегистрирован случай столкновения крупнотоннажного (длиной 218 м) судна с 10-метровым китом. «Противником» морского исполина оказался английский пассажирский двухвинтовой лайнер Ибериа. Встреча с китом произошла в океане в 180 милях северо-западнее порта Фримантл (Австралия). Пароход совершал свой обычный рейс и шел на полной скорости. Удар кита о корпус Иберии был весьма ощутим. Все судно затряслось. Создалось впечатление, что оно налетело на риф или скалу. Перепуганные пассажиры, столпившись на палубе, увидели на волнах, почти у самого борта, истекающего кровью кита. Для него это столкновение оказалось смертельным.
А вот другой пример. В январе 1965 года в Атлантике советский танкер Акшат встретился с китами. Вначале киты шли параллельно курсу танкера. Затем, как по команде, они развернулись и один за другим стали нырять под судно. Судно вздрагивало каждый раз, когда исполинские животные наталкивались на его металлическую обшивку. Киты резвились до тех пор, пока один из них не налетел на гребной винт. Сильный удар буквально распорол веретенообразное тело кита. Этот роковой удар был сразу воспринят стаей как предостережение. Киты мгновенно ушли в океан.
Интересная встреча произошла у экипажа экспедиционного судна Калипсо, которым командовал известный французский океанолог Жак Кусто. Об этом рассказывает его спутник Джемс Даген.
«... -Неожиданно один из китов пересек наш курс. Сильнейший толчок. Калипсо наскочил на 50-тонную тушу. Лязгнул металл, рассыпалось вдребезги стекло двери штурманской рубки. Удар явно потряс кита. Он больше не нырял и не мог поспевать за стадом. Два кита приотстали и с двух сторон подпирали раненого, помогая ему плыть. Надев наушники гидролокатора, Кусто услышал тоненький мышиный писк, голос могучего животного. В толще воды раздавался сигнал бедствия. И со всех концов морского царства на выручку устремились киты.
Уже 27 великанов окружили раненого. Среди них неуклюже сновали два малыша — ни дать, ни взять дети, которые только что научились ходить. Один из них поплыл в сторону судна. Произошло новое столкновение. Второй механик Рене Робино доложил: «Левый двигатель вышел из строя!».
Вода позади судна окрасилась в красный цвет. Острые лопасти винта рассекли спину маленького кита. Напрягая все силы, детеныш догнал стадо. Некоторое время ему удавалось не отставать от старших. А в направлении Калипсо шел огромный самец, вожак стада. Возле самого борта он поднялся над водой на две трети своей длины. Казалось, кит встал на хвост. Вот блеснул его глаз, рассматривающий судно. Наконец, кит упал обратно в воду, подняв такую волну, что судно закачалось. Морской исполин пересек курс судна, ловко увернулся от удара и стал быстро удаляться. За ним пошли остальные, развив огромную скорость. Видимо, вожак решил, что детеныша все равно не спасти, и велел всему стаду уходить, пока не случилось новой беды».