- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Много оригинальных способов подачи сигналов бедствия и обнаружения потерпевших кораблекрушение разработано конструкторами за последние годы. Интересно, например, предложение снабжать моторные катера и спасательные шлюпки судов баллоном с гелием. Воздушный шар, наполненный этим газом, парит высоко над морем, удерживаясь на тросе. Место морской катастрофы при этом, как утверждают, легко обнаруживается самолетами и кораблями-спасателями.
Для подачи сигналов бедствия малые суда снабжаются переносными комплектами приемо-передающих радиоустановок, смонтированных в водонепроницаемом плавучем корпусе. Дальность действия таких установок достигает 150 миль. В последние годы широкое распространение получили световые и дымовые сигнальные устройства. Одна английская фирма разработала плавучий дымовой сигнальный прибор, работающий автоматически. Имеются комбинированные, световые и дымовые, сигнальные приборы, которые подают дымовые сигналы в течение 20 минут и световые — в течение двух часов.
Американская фирма «Нэйшил Энжиниринг Сайенс» разработала сигнальную ракету, создающую на высоте 700 м над уровнем моря особое облако, которое хорошо отражает сигналы радиолокаторов, указывая тем самым местонахождение терпящих бедствие. Облака держатся в воздухе около 60 минут. Дальность их обнаружения радиолокатором достигает 160 миль.
В ближайшие годы в водах Атлантики предполагают установить цепь плавучих телекоммуникационных станций. Предполагается, что три-четыре таких станции обеспечат безопасность плавания в Северной Атлантике. Они также будут нести метеорологическую службу. Станции спроектированы в виде вертикальных поплавков трубчатой формы диаметром 5 и длиной около 120 м. Наверху имеется обитаемая надстройка, на ней — площадка для вертолетов. Станция будет стоять на якорях на глубине до 4500 м. Обслуживающий персонал станции 12 человек.
В морской практике нашли применение миниатюрные сигнальные буи, помещаемые в карманах спасательных костюмов или нагрудников. Такой буй весит не более килограмма. Он имеет автоматически развертывающуюся антенну и может посылать радиосигналы SOS кораблям на расстоянии до 80 миль и самолетам, пролетающим на высоте до трех километров. Имеются и более мощные образцы, обеспечивающие прием сигнала SOS в радиусе до 200 миль и на высоте до 10 километров.
Розыск потерпевших бедствие на море облегчается благодаря плавающим светильникам, автоматически загорающимся при попадании на воду. Источником питания служит своеобразный гальванический элемент, состоящий из цоколя лампочки и специального электрода, обтянутого вокруг цоколя. Электролитом служит морская вода. Плавающие на поверхности моря лампочки могут светиться в течение часа.
Разработаны осветительные сигнальные ракеты большой мощности. Они поднимаются на высоту в несколько сот метров и освещают значительные площади акватории. Ракету можно легко запустить одной рукой, что очень важно в условиях шторма и качки.
Большую помощь жертвам кораблекрушений оказывают переносные радиостанции, обеспечивающие связь между потерпевшими кораблекрушение и спасательными судами, самолетами и береговыми спасательными станциями. На судах широко внедряются переносные радиостанции с ручным приводом генератора, которые помещаются в специальные контейнеры, обладающие плавучестью.
В прессе появились сообщения о проектах поисково-спасательных спутников Земли. Такой спутник, как полагают, будет оборудован небольшим приемником-передатчиком и аппаратом, записывающим на магнитную ленту принятые сигналы. Полученные координаты терпящего аварию судна спутник передаст на наземные спасательные станции.
Особое внимание привлекают эксперименты по применению электронно-вычислительных устройств и передачи информации терпящим бедствие судам через спутник связи. Спутниковая система связи и навигации помогает судам определять свое местоположение в любой точке океана. В ближайшие годы с помощью спутников окажется возможным осуществлять быструю и надежную непрерывную связь с судном в период всего рейса. Уже был проведен эксперимент по передаче информации о бедствии на море. Он состоял в моделировании обстановки бедствия, в которой осуществлялся поиск семи судов. Данные об их движении были введены в вычислительную машину и затем переданы через спутник связи в координационный центр береговой спасательной службы.