Гибель эсминца «Вояджер» в результате столкновения с авианосцем «Мельбурн». Начало

КораблекрушенияАвианосец «Мельбурн» и эсминец «Вояджер» считались лучшими в австралийском флоте. В то время, о котором пойдет речь, их заново укомплектовали и они должны были провести ряд совместных упражнений для завер­шения программы боевой подготовки перед началом пла­вания в составе ВМФ. События перед столкновением развивались следующим образом.

Учебный отряд кораблей в составе флагмана флота авианосца «Мельбурн» (1955 г., 20 320 т, 23 уз), эсминца «Вояджер» (тип «Дэринг», 1957 г,, 3600 т, 30 уз) и трех тральщиков вышли в Тасманово море для проведения учений. Предстояла отработка взлетно-посадочных опе­раций с полетной палубы авианосца. На эсминец была возложена роль спасательного корабля. В его задачу входило спасение самолетов и летчиков, оказавшихся по тем или иным причинам на поверхности моря. При лю­бых обстоятельствах, в целях обеспечения безопасности, «Вояджер» должен был держаться в стороне от авианосца на достаточном от него расстоянии.

Корабли вышли из залива Джервис (около 100 миль южнее Сиднея) утром 10 февраля 1964 г. и работали вместе весь день. С наступлением темноты «Вояджер» стал сближаться с «Мельбурном» для завершения упраж­нений в ночное время. Ночь была темная, безлунная, но небо ясное и море спокойное с небольшой зыбью. Дул легкий ветер, переменный по направлению. Авиано­сец и эсминец были видны и освещены с обоих бортов. Частично затемненные, оба корабля несли отличитель­ные огни и огни, ограждающие опасность — два красных огня кругового освещения на топе мачт.

Просмотрев все вокруг и убедившись в ситуации, в том числе в силе и направлении ветра, командир авианосца, командовавший группой кораблей, повернул оба корабля сначала на ост-норд-ост (курс 60), а затем на норд-норд-ост (курс 20°).

Лётные операции решили начать в 20 ч 53 мин по местному времени, о чем были поданы соответствующие сиг­налы. «Вояджер», сог­ласно сигналу с авиа­носца, должен был лечь на курс 20°, имея ход 22 уз. Сигнал был при­нят и правильно понят; одновременно он послу­жил приказанием «Вояджеру» занять свое место для охра­нения и спасения самолетов и летчиков. Это также озна­чало, что эсминец должен двигаться от «полуправо» впе­реди авианосца, до «полулево» за его кормой на дистан­ции 0,50—0,75 мили. Для этого «Вояджеру» следовало повернуть вправо и пройти за кормой «Мельбурна», чтобы занять свое место на левой раковине авианосца. Такой маневр считался обычным, наиболее простым и безопасным. Командир «Вояджера» проделывал его де­сятки раз. Вместо этого маневра командир эсминца почему-то повернул влево, решив, очевидно, пойти на­перерез курсу авианосца впереди него.

Находясь на крыле мостика своего корабля, командир «Мельбурна» в 20 ч 54 мин, т. е. за две минуты до столкно­вения кораблей, вдруг увидел, что «Вояджер» поворачи­вает влево, идя по направлению к авианосцу.

Сначала командир авианосца предположил, что эсми­нец маневрирует путем частого перекладывания руля. Но вскоре, убедившись в опасном сближении кораблей, он подал команду «полный назад», чтобы попытаться пре­дотвратить аварию. Перед отдачей команды командир «Мельбурна», видимо, в панике, убежал с мостика в закрытую штурманскую рубку. Команда была подана на последней минуте перед столкновением, но поздно. На авианосце даже не подумали переложить руль, так как события нарастали с головокружительной быстротой; столкновение считалось неизбежным, и перекладка руля в это время, вернее, в этот момент, не могла оказать никакого положительного влияния.

Rate this post
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Загадки и тайны морей и океанов © 2011 - 2024 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх