Как поднимали Алъ-Кувейт

Как поднимали Алъ-КувейтНеобычайно любопытна история одного из послед­них изобретений в области подъема затонувших ко­раблей. Автор этого изобретения, уже испытанного на практике, — датский инженер Карл Кройер. Однако эта весьма оригинальная идея подъема судов впервые зародилась не у Кройера, а у знаменитого актера и режиссера мультипликационных фильмов Уолта Дис­нея. Герой одного из его фильмов поднимал затонув­ший корабль. Делал он это весьма забавным способом. Набрав в рот пластмассовые шарики для настольного тенниса, он нырял в море и проникнув внутрь зато­нувшего корабля, оставлял там свою ношу. Через не­которое время корабль, заполненный теннисными ша­риками, всплыл на поверхность.

Однажды этот фильм смотрел Карл Кройер. Сцен­ка с теннисными шариками заинтересовала изобрета­теля. Конечно, не могло быть и речи о заполнении настоящих кораблей, покоящихся на морском дне, тен­нисными шариками. Кройер решил прибегнуть к помощи химии.

Тщательно и кропотливо он изучал, отбирал и испытывал различные синтетические материа­лы. Наконец, из множества полимеров изобретатель выбрал полистирол. Это вещество, будучи погружен­ным в воду, подогретую до определенной температуры, образует пенистую массу — стиропор, объем которой увеличивается в сорок раз по сравнению с первона­чальной массой полистирола. После ряда опытов Кройер пришел к выводу, что достаточное количество поли­стирола, закачанное в корпус затопленного корабля, увеличит его плавучесть до такой степени, что он не только оторвется от грунта, но и всплывет на поверх­ность.

Идея Кройера была слишком оригинальна и поэто­му не нашла сторонников среди специалистов. Отверг­ли предложение Кройера и руководители страховых компаний, а также владельцы судоподъемных и спаса­тельных фирм, назвавших предложение изобретателя «детской забавой».

Так продолжалось до тех пор, пока не случилась очередная морская катастрофа.

В сентябре 1964 года в Персидском заливе, неда­леко от входа в порт Кувейт, затонуло грузовое судно Алъ-Кувейт. Оно лежало на глубине 10 м на песчаном дне залива с креном почти в 87°.

Эта катастрофа очень взволновала местные власти. Речь шла не об ущербе, понесенном судовладельцем, частично покрытом страховой премией. В Кувейте под­нялась настоящая паника, когда узнали о грузе, нахо­дящемся на судне: он состоял из 6000 овец! Так как город Кувейт снабжается опресненной питьевой во­дой по трубопроводу из залива, то 6000 овец, оказав­шихся на дне залива, стали грозной опасностью для сотен тысяч жителей большого города и его окрестно­стей. Разложение овечьих туш в теплых водах залива вблизи портовой акватории и береговых пляжей гро­зило отравить воду и воздух, принести заразу в город. Нависла опасность эпидемии.

Кувейтские власти срочно направили судовладель­цу в Копенгаген строгое предупреждение. Они требо­вали принять немедленные меры, поднять судно и от­вести его на безопасное от города расстояние.

Владелец Алъ-Кувейта обратился к нескольким су­доподъемным фирмам с предложением заключить кон­тракт на подъем судна, но ни одна из фирм не гаран­тировала выполнения работ в таких сложных условиях.

В большинстве случаев подъем затонувших кораб­лей ведется традиционным способом. Под корпусом ле­жащего на дне моря судна водолазы промывают в грунте тоннели. В них заводят толстые тросы или стальные полосы («полотенца»). С обоих бортов судна затапливаются судоподъемные понтоны, к которым крепятся стропы. Затем мощные компрессоры проду­вают понтоны, и они всплывают, увлекая за собой судно. Иногда, кроме понтонов, воздух нагнетается в со­ответствующим образом подготовленные помещения судна. Так поднимали и поднимают сотни судов, от ма­леньких катеров до пассажирских лайнеров и огром­ных бронированных корпусов линкоров.

Для подъема Алъ-Кувейта можно было воспользо­ваться и другими способами. Например, взорвать суд­но под водой и затем плавучим краном вытащить от­дельные его части на берег. Можно было бы разгру­зить судно с помощью водолазов. Но все эти работы сложны, небезопасны, требуют огромных затрат и главное много времени. Подобные судоподъемные опе­рации иногда длятся более года. В случае с Алъ-Кувейтом все они были неприемлемы.

Тогда-то Кройер и предложил проверить силу поли­стиролового порошка.

Реактивный воздушный лайнер доставил изобрета­теля в Кувейт. Самолетами и морским путем к месту катастрофы подвезли необходимое оборудование. Пред­приятия компании «Бадише анилин энд сода фабрик» срочно изготовили 200 т полистиролового порошка.

Предварительно рассчитали, что для отрыва Алъ-Кувейта от песчаного дна моря и придания ему поло­жительной плавучести потребуется 150 т вспененной полистироловой массы — стиропора. Однако фактически для всей операции судоподъема потребовалось 70 т.

Вот как поднимали судно. С помощью мощного на­соса, через металлическую трубу диаметром 100 мм в корпус судна нагнетали подготовленную массу, кото­рая быстро заполняла его трюм и помещения. Действие стиропора не заставило себя долго ждать. Сначала корабль оторвался от своего ложа, затем над водой поя­вился его правый борт. Дальнейшее было уже проще. Крен уменьшили, загрузив противоположный борт меш­ками с песком. Затем судно отбуксировали в безопас­ное место и разгрузили.

Теперь уже все признали простоту, дешевизну и эффективность нового метода судоподъема. И нет со­мнения, что еще не раз сила полистироловой крупинки поможет человеку вернуть из морских глубин его ко­рабли.

Rate this post
Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Lfry:

    История про Аль Кувейт полностью украдена у Эйдельмана (если память не подводит) книга SOS «SOS. Рассказы о кораблекрушениях

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Загадки и тайны морей и океанов © 2011 - 2024 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх