- Кракен к записи
- Кракен к записи
- Гибель подводной лодки F14 при столкновении с миноносцем «Джузеппе Миссури» к записи
Ничто, казалось, не предвещало катастрофы. На рассвете, 9 июля 1960 года, английский танкер Эссо Портсмут ошвартовался у нефтяного пирса порта Мил-форд-Хейвен (Англия). Здесь, примерно в полутора милях от входа в порт, находился нефтеперегонный завод, в береговые емкости которого и предполагалось слить груз сырой арабской нефти.
Танкер Эссо Портсмут был построен в 1959 году на верфи фирмы Виккерс — Армстронг и принадлежал компании Эссо Петролеум.
Эссо Портсмут был одним из крупных танкеров компании. Его длина составляла 210,3 м, ширина — 27,5 м, а осадка —10,7 м. Имея валовую вместимость в 23 500 брутто рег. т судно могло принять 36 000 т груза. Для размещения жидкого груза корпус танкера был разделен на одиннадцать грузовых отсеков, а каждый из них двумя продольными переборками разбивался на три грузовых танка. Всего на Эссо Портсмуте было 33 танка. Четыре насоса общей производительностью 4350 т/час могли разгрузить танкер в течение девяти часов.
Современными были также палубные системы и устройства, навигационное оборудование и шлюпочное устройство. Все каюты были одноместными с кондиционированным воздухом, имелся плавательный бассейн. Танкеру был присвоен высший класс Английского Регистра Ллойда.
После дальних рейсов возвращение на родину всегда радостное событие, и моряки с нетерпением ожидали, когда кончатся все формальности и начнется слив груза.
И вот густая, темная нефтяная масса потекла в береговые резервуары. Слив нефти осуществлялся сразу по четырем- огромным трубопроводам.
Было 6 часов 20 минут, когда раздались тревожные сигналы пожарных сирен. Горел танкер Эссо Портсмут и расплескавшаяся вокруг судна нефть. Пожар бушевал также на берегу, угрожая перекинуться на нефтеперерабатывающий завод. Вслед за пожаром последовали взрывы в танках. Все это вызвало большие повреждения причальных сооружений и танкера. При катастрофе погиб один моряк, а несколько человек получили серьезные ожоги и ранения.
Вот что удалось установить по материалам следствия, рассказам очевидцев и заключениям экспертов, разбиравших обстоятельства аварии в суде.
Причал, у которого ошвартовался Эссо Портсмут, был построен нефтяной компанией в 1960 году.
Богато иллюстрированный проспект, выпущенный в связи с вводом в эксплуатацию этого причала, рекламировал преимущества его оборудования, оригинальность и эффективность устройств, предназначенных для выполнения грузовых операций.
В качестве нового и весьма эффективного средства, сокращающего время стоянки танкеров под грузовыми операциями, компания рекламировала шарнирные цельнометаллические рукава. Их использовали как промежуточный трубопровод, соединяющий причал с танкером. В описании были приведены некоторые сведения об этом трубопроводе. Во-первых, все гибкие шланги, которые обычно устанавливаются между судном и береговым трубопроводом, исключались и заменялись конструкцией, состоящей из двух стальных труб, шарнирно соединенных между собой и не имеющих промежуточных опор. Один свободный конец трубы присоединялся к приемному грузовому клинкету на палубе танкера, другой — к фланцу приемного клинкета грузового трубопровода береговой емкости. Во-вторых, устройство в ходе производства грузовых операций могло автоматически перемещаться вместе с танкером.
Читать продолжение статьи о пожаре на танкере...